Комитету гражданской авиации предъявят миллионные иски

12664

Такое заявление сделал председатель совета директоров компании «Инвест Авиа» Аскар Нургалиев. По его словам, госслужащие сорвали рейс компании 30 октября, из-за чего 300 пассажиров вынуждены были ждать самолет 12 часов

Фото: Татьяна Трубачёва
Аскар Нургалиев.

На среду, 5 ноября, в Национальном пресс-клубе в Алматы была назначена пресс-конференция. Заявленные спикеры – представители Ассоциации туроператоров, Ассоциации турагентств РК и авиакомпаний. Тема – нарушения и угрозы безопасности авиаперевозок в туристической отрасли. Судя по пресс-релизу, на встрече должно было достаться на орехи компании «Инвест Авиа». Однако спикеры перенесли пресс-конференцию на следующую неделю.

После этого слово взял председатель совета директоров компании «Инвест Азия» Аскар Нургалиев. Но Нургалиева и окруживших его журналистов попросили выйти из здания. В итоге импровизированная пресс-конференция состоялась на улице, где пришлось высказаться обеим сторонам конфликта.

«Кто будет отвечать за наших граждан?»

Исполнительный директор управляющей компании Travel System Асем Козбагарова объяснила: пресс-конференцию перенесли, так как некоторые спикеры отказались говорить из-за того, что еще не получили на руки нужную им информацию.

Козбагарова подчеркнула, что их компания не входит в Ассоциацию туроператоров, но всецело поддерживает ее позицию по поводу «Инвест Авиа». Ассоциация в пресс-релизе указала, что у «Инвест Авиа» отсутствуют:

- полное сертификационное обследование на безопасность полетов;

- соглашение о разграничении ответственности между Казахстаном и Украиной («Инвест Авиа» взял в «мокрый» лизинг самолет украинской авиакомпании);

- резервное воздушное судно;

- визуальная информация на казахском языке, а экипаж не владеет государственным языком.

Также у авиакомпании не закрыт вопрос технического обслуживания воздушного судна; финансовое стояние перевозчика находится в критическом стоянии (заблокированы счета, есть задолженность по заработный плате и перед бюджетом).

- Есть официальная справка от Налогового комитета от 3 ноября, что счета закрыты, у них нет офиса, ситуация со страховкой непонятна. Нам две недели говорят, что оно (соглашение о разграничении ответственности. - F) есть, но Комитет гражданской авиации его не показывает. Покажите все документы, мы просим публичности, – заявила Козбагарова.

Она говорит, что участников рынка больше всего интересует безопасность полетов на самолете, который взяла в лизинг «Инвест Авиа».

– Этот борт неизвестен. Если завтра что-то произойдет, кто будет отвечать за наших граждан? Если завтра эта компания испарится, может повториться ситуация с «Гульнар Тур», - опасается исполнительный директор.

Подковерные игры авиаперевозчиков

В свою очередь, председатель совета директоров компании «Инвест Авиа» Аскар Нургалиев заявил, что пресс-конференцию перенесли, потому что спикеры увидели его, Нургалиева, и начал опровергать претензии в свой адрес. Он рассказал журналистам, что история эта началась в прошлом году, когда в Министерстве транспорта и коммуникаций (после реформ его функции перешли Министерству по инновациям и развитию) собрали всех авиаперевозчиков.

– Нам сказали: «Уважаемые казахстанские авиаперевозчики! Пожалуйста, привозите самолеты, мы вас всех поддержим, потому что мы запретили летать турецким чартерам». Мы на это откликнулись, сказали, что к летнему сезону приведем воздушные судна. Мы начали работать над этим вопросом и арендовали (в простонародье это называется «мокрый» лизинг) воздушное судно. Оно принадлежит «Харьковским авиалиниям». По такому принципу работают во всем мире, Air Astana и SCAT арендовали на принципах «мокрого» лизинга, – сказал Нургалиев, отметив, что его компания владеет 6 самолетами.

В мае одновременно с еще одной авиакомпанией «Инвест Авиа» подала документы по поводу лизинга самолета в Комитет гражданской авиации (входит в структуру Министерства по инновациям и развитию). И тут, как сказал Нургалиев, начались подковерные игры: «Та компания на следующий день получила все документы. Наши без какого-либо объяснения пролежали в Комитете до 30 июля».

По словам председателя совета директоров, «Инвест Авиа» пережила 4 внеплановых проверки со стороны Комитета гражданской авиации, последняя прошла 17 октября.

Сказали (организаторы пресс-конференции в пресс-релизе. – F.) по поводу несуществующего самолета. В Комитете гражданской авиации работает государственный авиационный инспектор Тоты Амирова. Она заявила, что полностью проведено сертификационное обследование, самолет прилетал в Астану. Что касается незнания казахского языка, это тоже враньё, – заявил Нургалиев.

Он признался, что у компании было сложное финансовое состояние, потому что обанкротившийся туроператор «Гульнар Тур» не заплатил им 147 млн тенге. Однако, как заверил председатель, теперь у «Инвест Авиа» с деньгами всё в порядке, счета разблокированы.

– По зарплате у нас не было задолженности. У нас была задолженность по компенсациям за неиспользованный отпуск. Сейчас мы составили график выплат, – отмел еще одно обвинение Аскар Нургалиев. – Наш офис располагается [в Алматы] по адресу Закарпатская, 1 «а», но сейчас мы переезжаем в офис по Восточной объездной дороге.

«Чиновник такого уровня просто по своей прихоти не допускал самолет»

Вину за то, что «Инвест Авиа» задержала рейс Алматы-Пхукет на 12 часов 30 октября, Нургалиев переложил на плечи чиновников из Комитета гражданской авиации.

– Мы получили разрешение на полеты 30 июля, больше никаких разрешений нам получать не нужно. 28 октября мы подали заявку в наш главный центр по управлению воздушным движением, в навигацию (РГП «Казаэронавигация». – F), в Комитет гражданской авиации, что мы хотим пригнать в Алматы самолет, чтобы выполнить 30 октября рейс. Я просидел двое суток в Астане в приемной заместителя председателя Комитета (самого председателя, к сожалению, не было) Серика Мухтыбаева. Они не давали телеграмму в главный центр, чтобы наш самолет прилетел сюда (в Алматы). Я не представляю, как чиновник такого уровня, зная, что в аэропорту сидят 300 человек на вылет, просто по своей прихоти не допускал самолет. Через двое суток подписали эту бумагу. Поэтому была задержка, при этом мы всех иногородних питанием и гостиницей обеспечили, - заверил Нургалиев.

Он сказал, что сейчас юристы подсчитывают сумму иска, который они предъявят должностным лицам из Комитета гражданской авиации за срыв рейса. Как предполагает Аскар Нургалиев, сумма иска составит несколько миллионов тенге.

Глава «Инвест Авиа» предполагает, что вся свистопляска вокруг его компании - не что иное, как разборки на туристическом рынке. Якобы операторы, которые «много лет очень комфортно жили и регулировали рынок», развернули войну против новичков, в частности - Pegas Touristik. Именно этот туроператор продает билеты на рейсы, которые осуществляет «Инвест Авиа».

Однако исполнительный директор управляющей компании Travel System Асем Козбагарова посчитала это обвинение надуманным.

- Если бы это была война, мы бы начали об этом говорить еще весной, когда Pegas Touristik стал работать в Казахстане. Или стали бы говорить о других перевозчиках, с которыми работает Pegas Touristik. Но мы этого не делаем, потому что у нас вопросы по «Инвест Авиа», - уточнила Козбагарова.

…Точки над «i» в этой истории мог бы расставить Комитет гражданской авиации. Однако представители пресс-службы Министерства по инновациям и развитию (у Комитета нет отдельной пресс-службы) по телефону комментировать ситуацию не стали, попросили прислать все вопросы в письменном виде. Редакция Forbes.kz готовит официальный запрос в Министерство.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить