Гражданская авиация Казахстана: туман на взлётной полосе

20036

Казахстанская авиация лишь наполовину соответствует международным стандартам – таков основной вывод промежуточного отчета ИКАО, копия которого оказалась в распоряжении редакции Forbes.kz

Фото: Вадим Борейко

11 декабря 2014 всем авиакомпаниям Казахстана, кроме одной – «Эйр Астаны», в очередной раз, начиная с 2009, запретили полеты в Европу. В так называемый «черный список» ненадежных авиаперевозчиков вошли 19 авиакомпании страны, кроме Air Astana. Этому, как и пять лет назад, предшествовал аудит Международной организации гражданской авиации (ИКАО), который прошел в Казахстане с 27 мая по 4 июня 2014. Инспекторы проверяли аэропорты, авиакомпании, аэронавигационные и прочие службы гражданской авиации, а также государственную администрацию полетов – Комитет гражданской авиации (КГА) Министерства по инвестициям и развитию. Аудиторы выясняли, исправил ли Казахстан более 80 недочетов, которые были выявлены пять лет назад.

По итогам ревизии специалисты ИКАО подготовили промежуточный отчет и в октябре 2014 предоставили его в КГА для изучения. Через два месяца, взяв за основу этот документ, Еврокомиссия запретила казахстанским авиакомпаниям полеты в Старый Свет. На ситуацию не смог повлиять даже первый официальный визит генерального секретаря ИКАО Раймона Бенжамена в Казахстан в конце сентября 2014. Тогда г-н Бенжамен, по словам первого заместителя министра по инвестициям и развитию Жениса Касымбека, «положительно охарактеризовал ту работу, которая проводится» для вывода Казахстана из «черного списка» ЕС.

В распоряжении Forbes.kz оказалась копия промежуточного отчета ИКАО. 

Согласно нему, проверяющие, тщательно изучив изменения в казахстанской гражданской авиации за последние пять лет, составили график расхождений с требованиями ИКАО различных структур отрасли.

Так, по мнению специалистов ИКАО,

- авиационное законодательство РК соответствует международным нормам на 45,45% (в 2009 этот показатель был на уровне 33,33%),

- авиационные власти страны – на 66,67% (ранее - 63,64%),

- лицензирование авиационного персонала и его обучение – на 33,33% (ранее - 25,64%),

- эксплуатация воздушных судов – на 36,8% (ранее - 26,02%),

- летная годность самолетов - на 58,62% (ранее - 34,55%),

- расследование авиационных происшествий – на 52,08% (ранее по этому параметру проверка не проводилась),

- служба аэронавигации – на 69,23% (ранее - 29,02%),

- аэродромы и наземное обслуживание - на 49,32% (ранее - 45,58%).

В целом же, согласно предварительному отчету, гражданская авиация страны соответствует нормам ИКАО на 51,44% (в 2009 – на 38,73%). Видимо, в ЕС посчитали рост этого показателя недостаточным для того, чтобы позволить казахстанским перевозчикам осуществлять полеты в Европу.

Многочисленные замечания в докладе проверяющих в первую очередь связаны с главным, критическим для авиации Казахстана недостатком – авиационными инспекторами. Ревизоры отмечают, что в стране задействуют недостаточное количество компетентных и квалифицированных авиационных инспекторов, чтобы в полной мере выполнять функции сертификации и надзора в сфере безопасности полетов. Большая часть этих специалистов, отмечают аудиторы, была нанята недавно, не обучена и не квалифицирована на должном уровне, чтобы возглавить весь процесс сертификации авиакомпаний. Иностранные аудиторы не нашли доказательств того, что инспекции на местах проводятся предварительно подготовленными квалифицированными специалистами.

Далее докладчики сообщают, что КГА не выявил различия между национальным авиационным законодательством страны и Чикагской конвенцией (которая регламентирует принципы работы международной авиации). А между тем, в ИКАО требовали гармонизации местного и международного законодательства.

Также страна не выполнила международное требование о разработке программы обеспечения безопасности на взлетно-посадочных полосах (ВПП). И не выполнила международные правила для установления эксплуатационных минимумов (видимость ВПП в тумане) на всех аэродромах страны, за исключением Астаны и Алматы.

Далее докладчики сетуют, что в Казахстане не разработали и не внедрили механизм достаточного финансирования органов, отвечающих за безопасность полетов. А подразделения, занимающиеся расследованием авиационных инцидентов, не обеспечили необходимым персоналом.

Также авиационные власти страны не приняли меры, чтобы аэронавигационные карты Казахстана были всеобъемлющими и точными и чтобы они поддерживались в актуальном состоянии.

Оказались не разработанными и правила эмиссии и ремонта авиационных двигателей.

Учитывая эти и многие другие проблемы, инспекторы ИКАО дают КГА рекомендации поскорее исправить их, а также:

- набрать достаточное число компетентных и квалифицированных инспекторов по разным техническим специализациям;

- установить правила обеспечения безопасности на взлетно-посадочной полосе, а также принять подзаконные акты для всех сертифицированных операторов аэродромов;

- установить четкие границы полномочий авиационных инспекторов;

-  создать систему поддержания квалификации и мастерства экзаменаторов;

- внедрить систему обеспечения квалификации и компетентности преподавателей авиационных учебных заведений;

- взять на контроль документацию, касающуюся работы бортовых самописцев, проводить периодические калибровки и техническое обслуживание этих аппаратов;

- убедиться, что архивные записи бортовых самописцев каждого воздушного судна хранятся надлежащим образом.

Планируется, что авиационные власти должны отчитаться о проделанной работе по исправлению недочетов уже весной 2015.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить