ДТП с бензовозом: две недели после трагедии

В среду, 10 июля, руководство ТОО «Гелиос», чей бензовоз две недели назад стал причиной масштабного ДТП и пожара, пригласило журналистов на свою нефтебазу в поселке Жетыген, что в 35 км от Алматы

Фото: Татьяна Трубачёва
Гендиректор ТОО "Гелиос" Константин Свиридов в кольце журналистов.

Главное, что хотели продемонстрировать прессе сотрудники ТОО «Гелиос», - бензовоз, выпущенный в 2004 году китайской автомобилестроительной компанией FAW. Этот автомобиль (модель JHK5120GJY с объемом цистерны 18 куб. м) - аналог того, что разбился 27 июня в центре Алматы.

Напомним, авария произошла на перекрестке проспекта Сейфуллина и улицы Кабанбай батыра. 27-летний водитель топливозаправщика Александр Горюнов погиб в огне на месте ДТП. У него остались две маленькие дочери. Аким Алматы Ахметжан Есимов пообещал ходатайствовать о посмертном награждении Александра, если водитель окажется невиновным в случившемся.

В тот день от столкновения с бензовозом пострадало несколько машин, часть из них сгорела в результате пожара, возникшего при опрокидывании грузовика. Также огнем был поврежден 8-этажный дом по пр. Сейфуллина и магазин на первом этаже.

У «Гелиоса» «практически нет доходов»

Как рассказал журналистам генеральный директор ТОО «Гелиос» Константин Свиридов, в этом году компания приобрела 21 новый автомобиль. Средняя стоимость машины - $34 тыс. Все автомобили выпущены в 2013 и соответствуют стандарту Евро-4. Как пояснил г-н Свиридов, «бэушные» автомобили они в принципе не покупают.

По информации руководителя «Гелиоса», всего в компании, где работает более 5 тыс. человек, имеется 270 бензовозов, треть автопарка - китайского производства, остальные сделаны в России (в Алматы 72 машины, из них 39 «китайцев»).

- Мы сотрудничаем с FAW с 2004 года. Покупаем автомобили непосредственно у производителя. Выезжаем в Китай, на месте обсуждаем дизайн машин, объем цистерн. Они гибко реагируют на все наши запросы. Есть еще такой аспект, как развесовка. Принято постановление правительства Казахстана по нагрузке по осям. Российский производитель не придерживается этих норм (прописанных в постановлении правительства РК - F). Если мы на свой страх и риск покупаем КамАЗы, то обрекаем себя на штрафные санкции, - объяснил необходимость сотрудничества с китайским производителем гендиректор ТОО «Гелиос».

А разбрасываться деньгами сегодня компания не может. По словам г-на Свиридова, у «Гелиоса» «практически нет доходов».

- Розничные сети [по продаже ГСМ] находятся в очень тяжелых условиях: розничная цена регулируется законом, а оптовая нет. Мы давно говорим, что тяжело изыскивать средства, которые компании нужны на модернизацию. А любое оборудование требует обновления, необходимо вкладывать деньги в новые технологии, к сожалению, их [денег] сегодня нет, - пожаловался Константин Свиридов.

Фото: Татьяна Трубачёва
Вот такой бензовоз FAW китайского производства и вёл в тот трагический день 27 июня Александр Горюнов.

Можно ли было эксплуатировать разбившийся бензовоз?

Тем не менее, автопарк «Гелиоса» обновляется, а изношенные бензовозы выводятся из эксплуатации. На площадке нефтебазы стояло пять автомобилей, укутанных в «паранджи». Как объяснили журналистам, грузовики отслужили свои 8-9 лет, теперь списаны и приготовлены для утилизации. Представители СМИ сразу же подсчитали, что бензовоз 2004 года выпуска, на котором ехал Александр Горюнов, уже тоже теоретически должен был попасть в утиль. Кто определяет, нужно списать машину или нет?

- Есть установленные сроки прохождения техосмотра любого транспортного средства. Если износ машины слишком большой, то она уже не сможет пройти техосмотр. Мы же не сами делаем техосмотр, есть специализированные организации. Это вопрос к ним, - ответил руководитель «Гелиоса».

Разбившийся автомобиль прошел техосмотр 4 июня 2013 года. Полное техническое обслуживание бензовоза в ремонтном цеху ТОО «Гелиос» было проведено в марте этого года. Более того, как заверил гендиректор, каждое утро каждый автомобиль перед выездом проверяется механиком по выпуску. Тот осматривает все основные узлы, и только после этого решается, отправлять бензовоз в рейс или нет.

- Специалисты, которые обслуживают эту технику, обучаются у производителя. Мы отправляли их в Китай на обучение, начиная с 2004 года. Они около трех месяцев были на заводе, в ремонтных зонах, - рассказал о квалификации персонала ТОО «Гелиос» Константин Свиридов. - На базе нашего предприятия китайские производители открыли компанию по поставкам запасных частей.

На вопрос, есть у этих автомобилей «слабые места», последовал такой ответ: «Если бы были, мы бы приняли решение о выводе их из эксплуатации и не сотрудничали с этой компанией. В принципе, проблем с этими машинами не было».

Фото: Татьяна Трубачёва
Бензовозы одеты в "саван": они выработали свой ресурс и готовы к утилизации.

Гендиректор призвал набраться терпения

На встрече мы попросили директора блока по юридическим вопросам ТОО «Гелиос» Серикбола Жунусова прокомментировать данные GPS разбившегося топливозаправщика. По информации, распространенной  ранее ТОО «Гелиос», прибор показывал, что 27 июня, в 9.55 (незадолго до аварии), на перекрестке Сейфуллина и Абая скорость бензовоза была 48,5 км/ч, на перекрестке Сейфуллина и Курмангазы - 45,5 км/ч, Сейфуллина и Шевченко - 40,7 км/ч, непосредственно в точке аварии скорость составила 41,1 км/ч.

- У нас каждый автомобиль оснащен датчиком GPS, который показывает передвижение и скорость автомобиля. У него [разбившегося бензовоза] средняя скорость была 50 км/ч, он передвигался по аль-Фараби, а потом вниз по Сейфуллина. Скорость снижалась. Он, наверное, все-таки притормаживал, - предположил юрист. - Сказать об этом официально мы не можем, потому что хотим сначала получить заключение специалистов.

Также, по информации г-на Жунусова, в компании принято закреплять за каждым водителем определенный автомобиль. В тот злополучный день Александр ехал за рулем «своего» бензовоза. В таком случае, что могло случиться 27 июня, если и с бензовозом всё было в порядке, и шофер автомобиль знал?

- Всё, что будет сказано по этому поводу, можно интерпретировать. Давайте все-таки дождемся результатов экспертизы. Только они [эксперты] имею право делать заключение. Сейчас мы что-то скажем - все по-разному это могут понять. Давайте наберемся терпения, - призвал гендиректор «Гелиоса».

Что касается экспертизы, то главный редактор сайта auto.lafa.kz Евгений Кубеков считает, что ее сделают в формате «и вашим, и нашим».

- Покажут, что машина была технически исправна, а водитель не справился с управлением, при этом поступил героически: сделал так, чтобы избежать жертв, - выдвинул свою версию Евгений.

В конце июля (на проведение экспертизы дается один месяц; её начали проводить практически сразу после ДТП) можно будет понять, насколько верны были прогнозы руководителя специализированного интернет-ресурса.

Семья Горюнова не хочет переезжать из Байсерке

Кроме автомобильных вопросов, глава «Гелиоса» Константин Свиридов затронул и вопросы компенсаций семье Горюнова.

- Мы провели процедуры, связанные с 9 днями [после смерти]. Сейчас с семьей обсуждаем вопрос установки памятника. Все хотят быстро, но надо как минимум полгода, чтобы земля [на могиле] осела, - рассказал г-н Свиридов. - Мы провели в КазНИИ онкологии и радиологии обследования мамы погибшего Александра, ну и, слава богу, не подтвердился тот страшный диагноз. В принципе ничего страшного нет, ей назначили лечение.

Константин Свиридов сообщил, что он несколько раз встречался с вдовой погибшего. Вопрос о ее трудоустройстве пока не обсуждался, потому что у женщины на руках младшая дочь, которой еще нет трех лет.

- Мы обсуждали с ней вопрос аренды жилья в городе (Горюновы живут в окрестностях Алматы. - F), чтобы уехать из Байсерке. На что я пока получил категорический отказ: переезжать они никуда не хотят. По истечении какого-то времени мы вернемся к вопросу переезда, потому что старшей дочери уже семь лет, надо идти в первый класс. В Байсерке нет средней школы, только «четырехлетка». Было бы правильнее, как я полагаю, им переехать в город, если думать о будущем детей, - сказал г-н Свиридов.

Кроме того, гендиректор предприятия рассказал, что компания перечислила деньги на счет мамы погибшего (25% от суммы) и вдовы (75%). Сумму он не указал, чтобы не подвергать опасности получателей перевода.

По словам юриста Серикбола Жунусова, с Александром Горюновым был заключен индивидуальный трудовой договор, его жизнь была застрахована в «БТА Жизнь».

- Точнее сказать, у нас застрахован весь штат, каждая штатная единица (не конкретные сотрудники. - F). Страховые выплаты перечисляются за эту должность вне зависимости от того, свободна единица или нет, - объяснил директор блока по юридическим вопросам.

Сейчас для «БТА Жизнь» предприятие собирает необходимый пакет документов, после чего страховщики начнут выплачивать детям погибшего пособие. Выплаты будут производиться до совершеннолетия девочек. Размер выплат будет считать страховая компания, он зависит от зарплаты погибшего сотрудника.

- Размер его зарплаты я вам сказать не могу, так как это может быть неправильно понятно: может, семья не хочет, чтобы мы об этом говорили, - объяснил г-н Жунусов. - Получал он 100% зарплаты, хоть и находился на испытательном сроке.

Компенсация за 12 квартир составила 9 млн тенге

Во время разговора с журналистами Константин Свиридов коснулся темы пострадавшего от пожара дома. Согласно экспертизе, проведенной ТОО «Сейсмостройзащита», несущие конструкции здания не пострадали.

- Можно смело делать ремонт. Мы согласовываем с городскими властями внешний вид дома. Через день-два получим согласование и приступим к работам, - пообещал он.

Что касается жилых помещений, то, по главы «Гелиоса», 15 квартир были сильно повреждены огнем, 23 - частично.

- Владельцы 12 квартир уже получили компенсацию. В это число вошли те квартиры, которые были частично повреждены (где-то балкон сгорел, где-то краска вспучилась, где-то стекло лопнуло) и хозяева которых решили самостоятельно сделать ремонт. Общая сумма выплат за эти квартиры составляет примерно 9 млн тенге, - сообщил г-н Свиридов.

Ущерб, причиненный владельцам других квартир, до сих пор подсчитывается, хотя оценочная компания (ее выбрали сами погорельцы) работает практически круглосуточно. В сумму ущерба будет засчитываться расходы на ремонт, возмещение за согревшую бытовую технику, мебель,  личные вещи. По словам Константина Свиридова, пока нет людей, которые не согласны с оценкой причиненного ущерба. В случае возникновения разногласий он надеется все решить в досудебном порядке.

- 17 семей живут в арендованных нами квартирах. Вы помните, что начиналось с 13 семей, потом стали еще подходить и просить снять жилье. Арендовать жилье мы будем столько, сколько будет длиться ремонт в квартирах этих семей, - пообещал глава ТОО.

Пострадавший от пожара магазин RealSport тоже «на стадии оценки»: причиненный ему ущерб еще не подсчитан.

- Пока разговора о возмещении упущенной магазином выгоды не было, - добавил юрист Серикбол Жунусов.

Кроме того, в конце этой недели «Гелиос» ждет заключения по 15 автомобилям (5 пострадали в результате ДТП, 10 - от пожара). Оценочная компания должна вынести вердикт, какие машины подлежат восстановлению, а какие - нет. В зависимости от этого и после согласований с владельцами автотранспорта будет решаться вопрос выплат.

Фото: Татьяна Трубачёва

Владельцев сети АЗС назовут письменно

Напомним также, что по факту ДТП с бензовозом было возбуждено уголовное дело по двум статья Уголовного кодекса РК: 296 (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств лицами, управляющими транспортными средствами) и 298 (недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями, допуск к управлению транспортным средством лица, находящегося в состоянии опьянения). В связи с этим г-ну Свиридову были заданы следующие вопросы.

- Кого-то из ваших сотрудников вызывали в правоохранительные органы? Если вызывали, то в качестве кого - свидетелей или подозреваемых?

- Пока обвинения никому не выдвинуто, - сообщил Константин Свиридов. - Приглашали на беседу пятерых человек.

- И вас в том числе?

- Нет, - ответил собеседник.

Кроме того, мы задали вопрос: кому принадлежит ТОО «Гелиос»?

- Вопрос об учредителях вы можете найти на сайте. Там группа лиц. Это доступная информация. Вы можете обратиться к нам, - сказал г-н Свиридов.

- Вот, я к вам обращаюсь.

- Вы обратитесь письменно. Мы вам ответим, - пообещал гендиректор «Гелиоса».

Все материалы о трагедии с бензовозом см. здесь.

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Об авторе


журналист Forbes Kazakhstan

 

Статистика

6325
просмотра