Авиаторы Казахстана назвали свою версию крушения самолёта SCAT

13428

На совещании по безопасности полетов в Алматы говорили об авиационных происшествиях и инцидентах в Казахстане. Встреча авиаторов состоялась в пятницу, 18 марта

Обломки CRJ-200 под Алматы.
Обломки CRJ-200 под Алматы.

На совещании присутствовали начальники управлений Комитета гражданской авиации (КГА) Министерства по инвестициям и развитию, а также руководители авиакомпаний и аэропортов страны.

Глава управления летной эксплуатации КГА Копбосын Токпакбаев отчитался о нештатных ситуациях, с которыми столкнулись казахстанские авиакомпании. Так, по словам чиновника, в 2015 в Казахстане произошло 6 авиационных происшествий, из которых 3 закончились крушениями воздушных судов.

Копбосын Токпакбаев.
Фото: Серикжан Ковланбаев
Копбосын Токпакбаев.

- Катастрофы нам в прошлом году принесла малая авиация, - заявил г-н Токпакбаев. – Это зачастую происходит из-за плохих погодных условий и ошибок техники пилотирования. Так, например, последняя катастрофа вертолета под Талдыкорганом  (27 января 2016 разбился вертолет авиакомпании «Аспан», погибли 5 человек.F) случилась из-за того, что вертолет зацепил дерево.

Также, по словам спикера, в Казахстане фиксируется большое число авиационных инцидентов: после взлета у воздушных судов не убираются стойки шасси, не срабатывают датчики закрылок и т.д. Отдельная большая проблема авиакомпаний – столкновение воздушных судов с птицами. И хотя аэропорты Казахстана принимают меры по отпугиванию пернатых, эти инциденты не прекращаются. Один из последних примеров: самолет «Эйр Астаны» столкнулся с птицами, причем не в районе аэропорта, как это случается обычно, а на более серьезной высоте, что вызывает опасение чиновников.

Продолжая отчет, Копбосын Токпакбаев рассказал: КГА инициирует создание единого онлайн-реестра всех воздушных судов и летного персонала страны,  доступ к которому будет в том числе и у чиновников комитета. Теперь, например, если у какого-то летчика истечет срок действия допуска к полетам, в программе загорится символическая «красная лампочка», и в КГА тут же узнают об этом. Также в КГА размышляют над внедрением в воздушных судах аналога автомобильных видеорегистраторов - это будет способствовать быстрому и объективному расследованию авиационных инцидентов.

Также Копбосыну Токпакбаеву руководство поручило обсудить с авиаторами страны результаты расследования крушения самолета CRJ-200 авиакомпании SCAT близ Алматы 29 января 2013, в котором погиб 21 человек.

Напомним, Генеральная прокуратура Казахстана в декабре 2015 заявила: «Установлено, что основной причиной катастрофы явились неправильные действия лётного экипажа». Надзорный орган посчитал, что «летный экипаж разбившегося самолета обучался в непризнанном в Казахстане иностранном учебном центре; пилоты не прошли в требуемом объеме занятия по тренажерной, предварительной подготовке и курсы повышения квалификации; командир воздушного судна был допущен к полету без медицинского освидетельствования после операции; в авиакомпании систематически, в том числе за день до вылета, нарушались режим труда и отдыха пилотов». Ответственным за это был назван директор летной службы авиакомпании SCAT Вячеслава Артеменко, суд над которым сейчас проходит в Алматы.

Борис Балмачев.
Борис Балмачев.

В этой связи на совещании по безопасности полетов выступил глава Ассоциации пилотов-любителей РК Борис Балмачев. Он некоторое время был членом комиссии по расследованию катастрофы CRJ-200. Г-н Балмачев рассказал интересную деталь: бортовые самописцы разбившегося лайнера были целыми, когда их отправили в Канаду. Напомним, именно в этой стране производятся самолеты CRJ. Однако после отправки вдруг выяснилось, что «флешки» регистраторов были сломаны. По всей видимости, это не позволило получить часть данных о последнем полете разбившегося лайнера.

- Это было большой глупостью – отправлять регистраторы в Канаду, - заявил Борис Балмачев.

В свою очередь Копбосын Токпакбаев заявил, что «вопрос по катастрофе не закрыт». Когда чиновник КГА зачитывал отрывки из результатов расследования катастрофы, из зала поднялся председатель правления авиакомпании Bek Air Нурлан Жумасултанов.

- Отчет по катастрофе – вранье, - заявил он. -  На самом деле в день катастрофы были все условия для обледенения самолета SCAT! Все знают, что у CRJ нет системы обогрева стабилизатора. И потом, через полчаса после катастрофы в Алматы сел самолет Bek Air, и у него горел датчик обледенения. После садился самолет «Эйр Астаны» - у него тоже горел датчик обледенения. В Алматы обледенение происходит постоянно!

Нурлан Жумасултанов.
Нурлан Жумасултанов.

Нурлана Жумасултанова поддержали многие присутствующие в зале. И, кажется, даже сам чиновник КГА. Он, конечно, строжился с авиаторами и предупреждал их, чтобы не повторялось то, "что происходило в кабине разбившегося самолета". Однако в конце выступления Копбосын Токпакбаев не выдержал и заявил:

- В тюрьме должен сидеть вор и преступник, а не руководитель летной службы!

Уже после совещания в неофициальной беседе в кулуарах авиаторы рассказали обозревателю Forbes.kz: официально обвинять производителя техники в неисправности самолета – это значит раздуть международный скандал. Обвинять SCAT – значит останавливать деятельность крупной авиакомпании или части ее флота. Куда удобней сделать крайними погибший экипаж и отдельных авиаторов.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить