Приземленная нотификация

7532

Как FlySMS связывает сервисы для путешественников, влияя на мировую тревел-индустрию

Фото: © Depositphotos.com/swisshippo

Автоматизация процессов все больше проникает в повседневную жизнь каждого человека, спускаясь с уровня корпораций. Там, где есть трафик потребителей, сервисы автоматизации появляются в первую очередь.

За прошлый год авиакомпании мира перевезли в общей сложности около 5 млрд путешественников, эта цифра должна удвоиться к 2030 году. На росте пассажиропотока решил заработать сервис FlySMS, имеющий казахстанские корни, который предоставляет услугу оповещения через текстовые сообщения о факте посадки самолета. Ведь не каждый пассажир летит с включенным роумингом, не в каждом аэропорту есть свободный доступ к wi-fi, и при этом первая мысль, которая приходит после посадки у всех: нужно сообщить близким.

Самолет приземлился, сообщение родным ушло – звучит легко, однако все не так просто в плане технической реализации и монетизации. «Для того чтобы понять, будет ли спрос на нашу услугу, мы наняли Всероссийский центр исследования общественного мнения (ВЦИОМ), который провел для нас глубокое маркетинговое исследование рынка. 92% респондентов ответили, что сервис бы понравился, но они никогда о таком не слышали, а около 76% сказали, что готовы за это платить. Из этих 76% более 50% были согласны платить $3–5», – рассказывает генеральный директор FlySMS Inc. Алмас Толеубай.

По его словам, идея обсуждалась партнерами несколько лет, компания была зарегистрирована в конце прошлого года в американском штате Делавер. Инвестиции – около $300 тыс. – были получены от сингапурского фонда Unlimited Capital на ранней стадии проекта. За первый месяц услугами FlySMS воспользовались несколько десятков тысяч человек, что превзошло самые смелые ожидания.

«В основе команды – три казахстанца: я, исполнительный директор Роман Хлыновский и технический директор Юрий Голобоков, – продолжает Алмас. – Мои соратники долгое время работали в Telia Sonera».

Подключить всех

Сервис ведет переговоры с крупнейшими мировыми авиакомпаниями, туристическими и онлайн-тревел-агентствами. «Авиакомпаний много, поэтому процесс напряженный, – говорит Алмас. – В неделю отвечаем на 300–400 писем, постоянные перелеты, встречи…»

Взаимодействие путешественника с сервисом происходит через сайт flysms.co, мобильное приложение и во время интернет-покупки билетов. Пользователю услуга предлагается опционально – например, как страховка на время путешествия или дополнительное место багажа. На момент подготовки материала сайт работал в проморежиме, то есть можно было бесплатно воспользоваться услугой: указать номер рейса, выбрать один или несколько номеров телефонов и написать сообщение, мол, я прилетел туда-то. Управляющий партнер Unlimited Capital Руслан Шаекин поясняет, что промопериод запущен для ознакомления пользователей с сервисом, все затраты – за счет компании. Мобильное приложение FlySMS уже предлагает два варианта подписки: 10 полетов на месяц за $7,65 и 100 полетов на год за $50. Компания начала получать первую выручку от B2B- и B2C-направлений. «Фонд рассматривает свои инвестиции как стратегические, на долгий период, и видит компанию в числе мировых лидеров тревел-индустрии», – отмечает исполнительный директор FlySMS Роман Хлыновский.

В настоящее время FlySMS заключила стратегическое партнерство с тревел-агентствами KupiBilet.ru, Sindbad.ru, Aviakassa.ru. Еще с восемью агентствами подписаны договоры, и идет тестирование.

«Мы пришли к существующей модели монетизации через некоторое время, проработав несколько вариантов. Когда вы покупаете билет, то можете дополнительно приобрести страховку, место для багажа, более комфортное кресло, на каких-то авиалиниях – питание, – говорит Алмас. – Мы предложили авиакомпаниям и тревел-агентствам добавить нашу услугу. У них это называется ancillary service (дополнительное обслуживание – англ.). Многим идея понравилась».

Сервис интересен авиакомпаниям, особенно лоукостерам, как дополнительный источник дохода. FlySMS закрывает свои расходы, берет небольшую маржу, а остальное оставляет им. При этом авиа­компании сами устанавливают ценник на услугу. Подобная схема позволяет перевозчику зарабатывать 30% от стоимости и выше. «Авиакомпании могут продавать услугу по $3–5 за сегмент полета, – отмечает Алмас, – мы же берем на себя техническую интеграцию и поддержку. Если нужно, «ставим» для перевозчика кол-центр. То есть для них затраты минимальны: интеграция услуги на сайт плюс заработанные от нее средства создают дополнительную строку в финансовой отчетности. Думаю, для бухгалтеров это не проблема».

Компания не раскрывает себестоимость услуги и точное число пассажиров, уже воспользовавшихся сервисом, ссылаясь на коммерческую тайну, однако упоминает о «сотнях тысяч путешественниках». При этом FlySMS не предлагает экономить на роуминге, а скорее дает удобство и экономит время. «Это услуга для путешественников, которые не хотят лишней головной боли в аэропорту. Они знают, что сообщение ушло и можно сразу ехать по своим делам, – поясняет Алмас. – Особенно это касается каких-то экзотических стран и новых направлений, где еще нужно найти выход из терминала, понять, как поймать такси и подключиться к интернету. Кроме того, функция подойдет при покупке билетов детям и пожилым членам семьи».
Разработчики сервиса изначально предполагали, что их основными пользователями будут летающие за границу. Практика же показала, что, например, в России 62% покупателей совершали внутренние перелеты, такие как Санкт-Петербург – Сочи, Москва – Санкт-Петербург и другие.

Ценный актив

Технология доставки сообщений – это интеллектуальная собственность компании. На текущий момент FlySMS подано на регистрацию около 10 заявок, призванных «застолбить» ключевые элементы сервиса на территории всех основных юрисдикций мира: СНГ, Европы, Китая, Америки, Ближнего Востока, стран Африки, Юго-Восточной Азии. FlySMS намерен стать единственным сервисом, который будет вправе реализовывать, распространять, получать коммерческую выгоду от доставки нотификаций о приземлении авиарейсов. Юридическим сопровождением занимается российская Claims. Это специалисты, ранее работавшие в рамках Центра интеллектуальной собственности Ernst&Young по СНГ, создавшие недавно свою компанию.

«Защита технологии FlySMS – важный и комплексный процесс, – говорит управляющий партнер Claims Игорь Невзоров. – Для его реализации мы активно взаимодействуем со Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) в Женеве, а также с патентными ведомствами каждого из государств. Несмотря на существование единых международных конвенций – о патентной кооперации, об охране промышленной собственности, о регистрации товарных знаков, – каждая из стран предъявляет особые требования. Учитывая амбициозную цель сделать FlySMS Inc. единственной компанией, которая вправе использовать данную либо сходную технологию, правильное структурирование подаваемых на регистрацию заявок и опыт наших коллег из других стран для будущего выявления и пресечения возможных нарушений играет сейчас ключевую роль».

Защищать есть что – это особая технология, только на первый взгляд кажущаяся простой. «Когда мы начинали этот проект, то задались важнейшим для нас вопросом: как трекать (track – след, англ.) рейсы по всему миру? – вспоминает Алмас. – Нужен был алгоритм понимания того, что рейс приземлился. Ведь очевидно, что сервис актуален именно с момента, как самолет сел, до момента, когда человек вышел из него. Необходимо, чтобы сообщения были доставлены в этом небольшом промежутке времени».

Первый большой канал получения информации о передвижениях самолетов – это сервисы типа Flight Aware и Flight Radar 24, транслирующие ее прямо с бортов, на которых установлены ADS-B-транспондеры. Это системы, передающие сведения о состоянии самолета: скорость, высота, угол наклона и другие параметры. Flight Radar 24 через приемники на земле, завязанные в единую сеть, собирает данные и продает своим подписчикам – в розницу (через приложение) и оптом.

Второй канал информации о приземлении рейса – это онлайн-табло аэропортов, которые, кстати, есть не везде. Чтобы исключить ошибки, FlySMS берет данные о передвижении самолетов по всему миру у шести независимых источников.

Другая проблема, возникшая во время реализации проекта, – гарантированная доставка SMS. Доставка сообщений на иностранные номера одним провайдером дает гарантию в 40–60%. То есть примерно в половине случаев сообщение теряется. Поэтому FlySMS решил работать с лучшими сервисами рассылки сообщений в разных регионах мира. В итоге получилась каскадная система: если один провайдер не может доставить сообщение, то это делает второй, третий и т. д., весь процесс занимает секунду и совершенно не заметен для пользователя.

Большие цифры

FlySMS видит своими клиентами примерно десятую часть пассажиров по всему миру. «500 млн человек в год – вполне достижимая цель, – считает Алмас. – Подключение одной авиакомпании дает нам в среднем 10 млн потенциальных клиентов в год».

В планах компании развитие каналов доставки информации о посадке – это, например, боты для мессенджеров, решения для такси и сервисов бронирования отелей, другие направления. «Еще на начальных этапах нашей работы, когда мы запустились на Product Hunt, к нам обратился AirBnb, – вспоминает Алмас. – У них была проблема: когда гости приезжают к хозяевам квартир, те не всегда их ждут. У меня самого была ситуация, когда мы с супругой ходили два часа и не могли дозвониться до человека, который должен был нас встречать. AirBnb интересовала возможность того, чтобы человек, забронировавший жилье, мог ставить в известность хозяев о своем прилете. Думаю, в скором времени мы сможем предложить им решение».

Кроме того, компания тестирует искусственный интеллект для оптимизации взаимодействия с клиентом и повышения эффективности работы самой платформы, которая сегодня обрабатывает несколько сотен тысяч «точек данных» в день. Технически она занимается обработкой большого количества данных (Big Data).

FlySMS не ищет финансирования, но руководители сервиса признаются, что если будет хорошее предложение, то они его рассмотрят. К проекту уже проявляют интерес российские, китайские и индонезийские фонды. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить