Названа основная версия авиакатастрофы под Алматы

7713

Детали, выявленные правительственной комиссией, перечислил вице-премьер Роман Скляр

Роман Скляр
ФОТО: primeminister.kz
Роман Скляр

Предварительные итоги расследования причин авиакатастрофы были представлены журналистам на специальном брифинге в столичной СЦК, прошедшем в пятницу, 10 января.

Как заявил замглавы правительства Роман Скляр, комиссией установлено, что время отдыха экипажа перед полетом соответствовало нормативным документам, как и процедуры подготовки. Замечаний к авиационной технике у экипажа не было. Самолет прошел перед полетом полный объем технического обслуживания.

- Работы по обработке данного воздушного судна противообледенительной жидкостью были выполнены частично. По решению командира воздушного судна было принято решение об обработке только стабилизатора противообледенительной жидкостью, крылья самолета не обрабатывались, - подчеркнул Роман Скляр. 

Найденные самописцы находились в удовлетворительном состоянии. После расшифровки комиссией восстановлена хронология катастрофы.

Скляр сообщил, что комиссией восстановлена хронология «возникновения и развития особой ситуации».

- В 07:20:02 был начат взлет. В 07:20:41 на приборной скорости 140 узлов экипажем были начаты действия по подъему передней стойки шасси. В 07:20:45 – отрыв самолета от взлетно-посадочной полосы на приборной скорости 148 узлов, это максимально достигнутая скорость. После отрыва произошло сваливание самолёта с развитием вначале левого 5 градусов, затем правого до 19 градусов и опять левого до 15 градусов кренов, - сказал он. - Экипаж пытался удержать воздушное судно на заданной траектории взлета путем отклонения органов управления. В результате развития кренящих моментов и уменьшения вертикальной перегрузки произошло касание взлетно-посадочной полосы основными стойками шасси и левым крылом.

На основании имеющейся информации, второй пилот через 10 секунд после отрыва предпринял попытку прекращения полета, уменьшив режим работы двигателей. Однако через 4-5 секунд режим работы двигателей был опять увеличен до 93-95% и взлет был продолжен.

- Данные действия подтверждаются переговорами экипажа самолета и записью параметров силовой установки, - уточнил спикер. - В 07:20:53 начал развиваться правый крен воздушного судна, на что КВС реагирует фразой «Что такое?». В 07:20:54 второй пилот ответил: «Не знаю, что такое, стабилизатор тормозит». (Далее, по словам вице-премьера, следовала ненормативная лексика). Наиболее вероятно, что с этой фразой второй пилот переводит рычаги управления двигателя на малый газ. В 07:20:57 КВС, реагируя на действия второго пилота, говорит «не нужно, что ты делаешь». При этом, наиболее вероятно, КВС перемещает рычаги управления во взлетный режим, сопровождая фразой «поехали, ушли, ушли». В 07:21:04 КВС дает команду «убирай шасси».

В дальнейшем происходило многократное касание самолетом взлетно-посадочной полосы: 6 раз хвостовой частью, 4 раза основными стойками шасси, 1 раз крылом. Выкатыванием самолета на левую полосу безопасности повреждены 38 огней взлетно-посадочной полосы.

- В 07:21:15 на высоте 5 метров началась уборка шасси. В дальнейшем произошло приземление самолета на фюзеляж с последовавшим движением по грунту за пределами ВПП. По данным анализа параметрического и речевого самописцев установлено, что в процессе взлета до момента касания воздушного судна хвостовой частью фюзеляжа и консолями крыла поверхности ВПП, в результате чего получены повреждения конструкции воздушного судна, отказов авиационной техники и нештатной работы систем самолета и двигателя не выявлено, - продолжил спикер.

Всего комиссией в ходе расследования авиаинцидента было выдвинуто четыре версии крушения самолета.

- Первая – нарушение коммерческой загрузки и центровки воздушного судна, второе – воздействие внешних факторов, таких как метеоусловия, сдвиг ветра, спутная струя и обледенение, третье – ошибка экипажа в технике пилотирования, четвертое – отказ авиационной техники, - перечислил Скляр.

Далее вице-премьер уточнил информацию по каждой версии.

- Относительно воздействия внешних факторов - ветер был устойчивый, скорость 1-2 м/секунду. В этих условиях спутный след расчетно сместился влево от ВПП, соответственно, не мог оказать влияния, - отметил спикер.

По остальным версиям комиссия продолжает работу, уточнил вице-премьер.

- Таким образом, с учетом изученной метеорологической информации и анализа данных бортового самописца основной версией катастрофы является обледенение воздушного судна, - сделал вывод Скляр.

Скляр также проинформировал, что «в период с 01 часа до 7 часов 27 декабря прошлого года в аэропорту Алматы были обработаны противообледенительной жидкостью пять самолетов, а пять – не обрабатывались».

- Также установлено, что 27 декабря не производилась обработка противообледенительной жидкостью аналогичного типа воздушного судна компании Bek Air, вылетевшего в 5 часов 30 минут утром по маршруту Алматы - Атырау. Комиссией изучается информация и по данному полету, - сказал он.

Вице-премьер также сообщил, что антикоррупционной службой по Алматинской области проводится досудебное расследование по фактам незаконной выдачи земельных участков в Талгарском районе вблизи аэропорта Алматы.

- Установлено, что в 2015-2019 годах должностные лица акимата Талгарского района, злоупотребляя своими должностными полномочиями, выносили незаконные решения о предоставлении земельных участков в санитарно-защитной зоне аэропорта для ведения личного подсобного хозяйства, в том числе для возведения жилого строительства, - сказал он.

Вице-министр индустрии инфрастуртурного развития Берик Камалиев далее сообщил, что в настоящее время по поручению президента страны «проводится проверка всех отечественных авиакомпаний, выполняющих регулярные пассажирские авиарейсы, на соответствие требованиям по безопасности полетов в части соблюдения норм по поддержанию летной годности, правил производства полетов, подготовки авиационного персонала».

- В результате авиакатастрофы деятельность авиакомпании Bek Air приостановлена. В том числе приостановлена деятельность и сертификат летной годности 9 воздушных судов Fokker-100 авиакомпании Bek Air. Авиационной администрацией Казахстана в настоящее время осуществляется проверка компании Bek Air, с участием представителей британского агентства гражданской авиации, европейского агентства гражданской авиации. По результатам проверки будет принято решение о дальнейшей работе авиакомпании. В ближайшее время результаты проверки будут опубликованы, - сообщил Камалиев.

Генеральный директор Межгосударственного авиационного комитета Виктор Сороченко напомнил, что, несмотря на усиленный режим работы, расследование авиапроисшествий занимает от нескольких месяцев до нескольких лет. На сроки влияет глубина и объем исследований, которые необходимо провести.

- Вы спрашиваете, когда закончится проверка авиакомпании Bek Air. Отвечаю: тогда, когда для этого будут все основания. Проверка должна быть проведена тщательно и качественно, - отметил Роман Скляр в кулуарах после брифинга.

На замечание, что Bek Air не возвращает билеты на рейсы после 11 января, вице-премьер ответил так:

- Есть утвержденные законодательством правила, которые регулируют данные отношения. Это гражданско-правовые отношения, они должны строго выполняться, в том числе компанией Bek Air. Еще раз хочу вам сказать: на неопределенный период приостановлена деятельность авиакомпании Bek Air, все были об этом предупреждены. Покупка билетов и прочие действия – понятно, что такие действия рискованные. Если были куплены заранее, есть судебные органы, сама авиакомпания, которая должна их возвращать.

...Напомним, самолет Fokker-100 авиакомпании Bek Air, выполнявший рейс по маршруту Алматы - Нур-Султан, упал 27 декабря близ Алматы. Сообщалось, что после вылета из аэропорта самолет потерял высоту, пробил бетонное ограждение, столкнулся с двухэтажным строением и упал в районе жилого сектора.

В результате погибли 12 человек, в том числе командир воздушного судна, пострадали 67 человек, 49 из которых были госпитализированы. Всего на борту самолета находились 93 пассажира и пять членов экипажа.

Для расследования авиакатастрофы создана специальная правительственная комиссия. Президент страны Касым-Жомарт Токаев выразил соболезнования родственникам и близким погибших, а также пообещал строго наказать виновных в трагедии. 28 декабря в Казахстане был объявлен общенациональный траур.

Министерством внутренних дел было начато досудебное расследование по части 3 статьи 344 Уголовного кодекса РК.

Бортовые самописцы (так называемые черные ящики), по информации заместителя премьер-министра Романа Скляра, были найдены в хорошем состоянии и переданы в Международный авиационный комитет для расшифровки. Ожидалось, что до 10 января будут получены предварительные данные по их расшифровке.
Руководство авиакомпании, которой принадлежал самолет, уже заявило, что причиной трагедии не могло стать техническое состояние самолета или ошибка экипажа.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить