Правда и мифы об аутизме

8302

За долгие годы работы специалисты изучили все рассказы об аутизме и теперь готовы поделиться с нашими читателями, что в них – правда, а что – выдумка

Татьяна Семенова, исполнительный директор ОФ «Добровольное Общество Милосердие»
ФОТО:
Татьяна Семенова, исполнительный директор ОФ «Добровольное Общество Милосердие»

Сегодня информацию по расстройству аутистического спектра (РАС) или, говоря медицинским языком, аутизму - можно легко найти в интернете. Но даже сейчас в вопросах лечения аутизма существует множество «белых пятен» и мифов! Развеять некоторые из них, а заодно рассказать о проекте «Аутизм Победим!», согласилась Татьяна Семенова, исполнительный директор ОФ «Добровольное Общество Милосердие».

О проекте

Проект «Аутизм Победим!» – это пример успешной истории развития родительской инициативы. Дело в том, что как проект он существует с 2013 года, но группа родителей детей с диагнозом «аутизм» работает с 2005 года. В то время для казахстанской медицины слово «аутизм» было новым, не было ни центров, ни специалистов, не говоря о государственной системе помощи детям с аутизмом.

Сейчас создан целый центр, пусть и небольшой, который работает с детьми с РАС. В центре особое внимание уделяется психолого-педагогической коррекции – через работу специалистов, психологов и педагогов. Здесь разработана комплексная модель, которая, кроме начальной психолого-педагогической коррекции, включает в себя большой блок по социализации, по формированию бытовых навыков, навыков сосуществования в обществе.

Еще один важный компонент – это образовательный проект, который решает задачу навёрстывания интеллектуального разрыва.

Благодаря поддержке Фонда развития социальных проектов «Samruk-Kazyna Trust», проект сумел привлечь большое количество семей по всему Казахстану.

За время работы проекта, специалисты центра добились больших результатов.

Усовершенствовалась сама методика работы с детьми-аутистами. Так, сегодня на снятие поведенческих проблем уходит от 2 до 4 недель, тогда как раньше для этого требовалось до 2 месяцев.

Работа ведётся в трёх группах – так называемой «Малышковой» (от 1-го до 3-х лет), «Общей команде» (от 4 до 18 лет) и «Образовательной» (от 5 до 18 лет).

Основан комплексный подход, где все необходимые специалисты – по психолого-педагогической коррекции, по творческому развитию, по физкультуре и спорту – составляют единую программу для каждого ребенка.

За долгие годы работы специалисты изучили все рассказы об аутизме и теперь готовы поделиться с нашими читателями, что в них – правда, а что – выдумка…

Аутисты – скрытые гении

Очень часто люди думают, что аутисты в большинстве своём – это гениальные люди, у которых просто нарушены какие-то социальные навыки. Отсюда и досужие рассказы, что в Кремниевой долине в США все сплошь аутисты, что аутистами являются многие знаменитые учёные, художники, спортсмены… И здесь важно понимать, что в основном – это люди с лёгкими формами аутизма, которые способны самостоятельно существовать в обществе, коммуницировать с другими людьми.

Но людям, страдающим тяжелыми формами аутизма, очень сложно социализироваться, они могут впадать в неконтролируемое состояние, и здесь им нужна помощь специалистов или, как минимум, присутствие родного человека.

В проекте «Аутизм Победим!» есть ребенок, который за месяц пребывания в Грузии научился читать и понимать тексты на грузинском языке. Есть дети, которые без занятия ментальной арифметикой делают в уме очень сложные вычисления. Гении ли они? Да! Вот только для того, чтобы они это смогли продемонстрировать, нужно было потратить годы на их психолого-педагогическую коррекцию.

Безусловно, среди аутистов большое количество людей с ярко выраженными интеллектуальными способностями, но автоматически эти способности не будут проявляться и развиваться. Нужно дать им такую возможность!

Аутизм – это приговор

Многие родители сталкивались с «мнением» психологов или психиатров: смиритесь, ваш ребёнок необучаем, он не будет общаться, и ваша задача – кормить его, одевать, физически оберегать. В силу нехватки информации они воспринимают это как приговор для всей семьи, даже не пытаясь помочь ребёнку в том, чтобы вывести его на максимум своих, в том числе, и интеллектуальных, способностей.

Но сейчас есть масса современных методик, существуют специалисты, которые могут помочь ребенку с аутизмом стать частью общества.

И даже в случае сложных форм аутизма, такие дети, когда вырастут, смогут иметь хоть какую-то профессию, смогут самостоятельно ходить в магазин и покупать продукты и другие товары, смогут обслуживать себя.

Волшебная таблетка от аутизма

Многие родители, которые приходят в проект, формулируют свои ожидания в таком виде: «Дайте нам волшебную таблетку!». Они думают, что есть некие «суперметоды» работы врача или лекарства, которые мгновенно сделают из аутиста «нормального» ребёнка.

Однако все мировые исследования и опыт самих специалистов проекта «Аутизм Победим!» показывают, что нет и, скорее всего, не будет волшебной таблетки, приняв один раз которую, проблему можно решить раз и навсегда.

Аутисты могут жить полноценной жизнью, но это требует очень большого труда, и, в первую очередь, со стороны родителей. Аутизм – это состояние, в котором ребёнок живет и будет жить всю свою жизнь. Если вся работа с ребёнком сводится к тому, чтобы утром отвести его в центр к специалистам, а вечером забрать домой, то всё наработанное со специалистами за день не получает подкрепления и пропадает зря.

Аутисты не хотят общаться

Существует миф, который периодически выстреливает даже среди специалистов. Иногда возникает ощущение, что аутисты просто не хотят общаться и имеют право на то, чтобы жить так, как они хотят, и не нужно их заставлять.

Но это не так! Аутисты со средними и тяжёлыми формами, которые приходят в центр, после того, как решаются их поведенческие проблемы, рассказывают о том, что, находясь в состоянии аутизма и глядя на то, как общаются их сверстники или братья и сёстры, очень хотели иметь друзей, хотели принимать участие в играх, в общении.

Недаром говорят, что аутисты – это дети в Зазеркалье: они видят жизнь, понимают её, но, если не оказывать им соответствующую психолого-педагогическую помощь, они так и будут находиться в состоянии постоянного стороннего зрителя из-за стекла. У ребёнка не сформированы те связи в головном мозге, которые у обычного ребенка формируются сами собой.

Если вы столкнулись с проблемой РАС, есть подозрение, что у вашего ребенка аутизм, либо вы интересуетесь нашей работой, приглашаем посетить официальный сайт проекта «Аутизм Победим!»

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить