После дождичка в четверг

Основатель «Дождя» рассказала о работе телеканала и изменениях в России

Фото: Андрей Лунин

Вечером дождливого четверга, 18 мая, гостем очередного заседания Forbes Club стала Наталья Синдеева – основатель и генеральный директор культового российского телеканала «Дождь», известного своей независимой позицией. Встреча по традиции проходила в клубе Seven отеля Ritz-Carlton Almaty.

Модератор встречи, издатель Forbes Kazakhstan Арманжан Байтасов напомнил присутствующим историю трехлетней давности с отключением «Дождя» от кабельных сетей – тогда канал в канун годовщины снятия блокады Ленинграда провел в соцсетях опрос на тему: «Нужно ли было сдать Ленинград, чтобы спасти сотни тысяч жизней?» В связи с этим он поинтересовался у гостьи: зная, что за этим последует, запустил бы канал снова этот опрос?

– Наверное, мы бы по-другому сформулировали вопрос, – призналась Наталья. – В чем абсурдность ситуации? Тот вопрос задали не мы – он две недели обсуждался на радиостанции «Эхо Москвы», да и периодически поднимался в обществе. Потому никто не мог предположить, что вопрос станет триггером. Другое дело – что мы сделали неправильно? Сотрудник подготовил опрос в соцсетях, но формулировка оказалась двоякой. И когда редактор увидел это, тут же извинился и поменял формулировку, она стала корректной. С тех пор мы поняли, что находимся на острие, к нам повышенное внимание и мы не имеем права ошибаться даже в таких вещах. Хотя человеческий фактор никто не отменял.

– Вы создали уникальную модель телеканала и смогли «раскешить» свободное массмедиа. Получается, что в России спрос на такие СМИ высок и люди готовы платить. Кто ваша аудитория? – поинтересовался модератор.

– Несмотря на то что мы оказались уникальными и смогли построить бизнес по подписке, давайте честно рассуждать: что такое для России 70 тыс. подписчиков? – ответила вопросом на вопрос Синдеева.

– Но иметь такой уровень влияния и цитируемости, как у вас, дорогого стоит. Может, подписчиков у вас и 70 тыс., но влияние как у федерального канала, – заметил Байтасов.

– Потому мы каждый день задаем себе вопрос: почему их у нас всего 70 тыс., почему мы не можем «выскочить» за этот порог? Да, у нас есть костяк аудитории, который с нами много лет. Но мы видим, как уходят старые подписчики и приходят новые. Для кого мы работаем? Для созидательной, думающей, неравнодушной аудитории. У нас фактически не осталось СМИ, которые были бы по-настоящему независимыми. Поэтому мы не имеем права не заниматься журналистикой, – заявила гостья.

На вопрос о затратах она сообщила, что сегодня расходы канала составляют около 400 млн рублей в год. «Это то, что мы тратим, и приблизительно столько же канал зарабатывает. Если бы получили 100 тыс. подписчиков, это позволило бы нам инвестировать в технику и людей. Если бы было 150 тыс., акционеры смогли бы зарабатывать чистую прибыль», – призналась руководитель «Дождя».

Далее вопросы ей стали поступать из зала. Один из гостей поинтересовался, что сегодня является наибольшей угрозой для канала – политические силы или что-то еще.

«Для меня самый главный риск – это «контент на телефоне», – сказала Наталья, имея в виду современные технологии и каналы передачи информации. – Политические риски не зависят ни от чего, а это от меня зависит – смогу ли я опередить кого-то, что-то придумать, предложить альтернативную дистрибуцию информации. Если я не сплю по ночам, то только из-за этого».

По словам гостьи, сегодня авторские и блогерские видеопроекты на YouTube и соцсетях забирают себе часть аудитории телевидения, поэтому «Дождю» и другим каналам приходится усиленно работать над сохранением своих зрителей. Так, одна из новых, но пока не реализованная из-за технических нюансов идея «Дождя» – круглосуточное вещание в Facebook.

Также гостье был задан вопрос о том, как строится редакционная политика «Дождя». «Для нас основной показатель нашего рейтинга – это покупка подписки и ее продление, – ответила Синдеева. – Как только мы делаем важный, нужный и интересный материал, это приводит к новым подписчикам». Что касается политики редакции, то, по ее словам, на ежедневных летучках журналисты обсуждают повестку дня и планируют. Есть темы, мимо которых «Дождь» просто не может пройти, потому что больше про них никто не расскажет. Хотя они могут быть и не очень рейтинговыми. «Дождь» – не бизнес-канал, но есть темы, которые влияют на жизнь всех людей, потому об этом мы тоже обязаны говорить. Например, о продаже «Башнефти», – добавила бизнесвумен.

На вопрос Венеры Гайфутдиновой, обозревателя Forbes.kz, которая напомнила, что в 2018-м в России состоятся президентские выборы, что бы сделала Синдеева, если бы политическая ситуация в стране резко поменялась, та пессимистично усмехнулась: «Вы серьезно в это верите?» Тем не менее гостья призналась: «На федеральных каналах работают очень талантливые люди, которые на самом деле мечтают делать то, что делает «Дождь». И если все будет открыто, я не знаю, как буду с ними конкурировать. Так что я больше других должна быть заинтересована в том, чтобы ничего в стране не менялось».

Политолог Досым Сатпаев поинтересовался, что, на ее взгляд, происходит с гражданским обществом в России. «Я не политолог и даже не журналист, – констатировала гостья. – Потому могу поделиться только своим дилетантским наблюдением. Мне кажется, люди поняли, что им нечего ждать от государства. Чтобы помочь себе, своим близким, незнакомым, собакам, нужно начать с себя». Синдеева привела пример с недавней инициативой властей Москвы снести пятиэтажные «хрущовки» и последовавшей реакцией общества: «Люди, которые жили достаточно хорошо и были далеки от политики, вдруг поняли, что политика начинает входить в их жизнь. Они начали собираться в какие-то комитеты, встречаться. Так и рождается гражданское общество». 

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
16060 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить