Поправки в Конституцию РК обсудили президент и парламент

17508

В пятницу, 3 марта, в Астане прошло совместное заседание палат парламента с участием президента

Нурсултан Назарбаев.
Фото: Акорда
Нурсултан Назарбаев.

Совместное заседание палат парламента с участием президента Казахстана Нурсултана Назарбаева началось в Астане, передает корреспондент МИА «Казинформ».

«В соответствии с пунктом 8 Регламента парламент РК постановляет: внести в повестку дня совместного заседания палат парламента на 3 марта 2017 следующий вопрос - О проекте Закона РК «О внесении изменений и дополнений в Конституцию РК» (первое чтение)», - говорится в повестке дня.

Напомним, конституционные изменения, предусматривающие передачу ряда полномочий от президента к правительству и парламенту, были инициированы самим главой государства Нурсултаном Назарбаевым.

Свою точку зрения высказывали известные люди, члены правительства, руководители государственных ведомств, общественные деятели, представители всех политических партий, творческой интеллигенции, популярные спортсмены. Рабочая группа фиксировала все мнения, вопросы и предложения, которые звучали на встрече с людьми, публиковались в СМИ и интернете. Администрацией президента были выделены специальные почтовые адреса, куда любой желающий мог присылать свои материалы. В результате от казахстанцев поступило более 6 тыс. различных предложений, они затрагивают 63 статьи Конституции из 98 и охватывают все разделы основного закона. Предложения разноплановые и не ограничиваются только проектом, вынесенным на всенародное обсуждение. Значительное число обращений поступило по поправкам в 26-ю статью Конституции. Многие просят не вносить изменения в нее. В свою очередь президент также предложил оставить эту статью без изменений. 

Перераспределение полномочий

Перераспределение полномочий между ветвями власти позволит противостоять глобальным и региональным вызовам. Об этом сообщил на заседании президент.

- Эти изменения направлены на дальнейшую демократизацию общества, укрепление роли парламента, повышение самостоятельности и ответственности правительства. Они также совершенствуют основы правоохранительной и судебной систем, и конституционного контроля. Вместе с тем, в законопроекте, предложенном на рассмотрение парламента, содержатся изменения в 23 статьи Конституции. По моему поручению правительство подготовило законопроекты о передаче 35 полномочий президента на нижестоящие уровни, - сказал Назарбаев. По словам главы государства, указанные законопроекты перераспределят наиболее эффективным образом полномочия между ветвями власти и их уровнями. Целью этого перераспределения является своевременно, с опережением противостоять глобальным и региональным вызовам.

Отказ от референдума

Нурсултан Назарбаев объяснил решение отказаться от референдума по изменениям в Конституцию страны.

- Прошу депутатов парламента, по возможности, не откладывая, с соблюдением всех установленных процедур и наших законов рассмотреть законопроект. В Конституции прописаны два варианта изменения основного закона страны. Президент после обсуждения мог отправить на референдум или парламентом. Учитывая, что основные моменты государственной системы власти не меняются, основные моменты прав и свобод человека не затрагиваются в этой реформе, нет необходимости проводить референдум с большими затратами, людскими ресурсами и создавать политические проблемы, вопросы в обществе. Поэтому избранный народом депутатский корпус, согласно Конституции, вправе вносить эти законы. И я решил принять второй вариант - внести к вам на рассмотрение, - сказал президент, выступая на совместном заседании палат парламента.

- Уверен, что депутатский корпус достойно и ответственно выполнит свою законодательную работу, - добавил глава государства.

26 статья Конституции

- Неоднозначное прочтение вызвали предлагаемые поправки в статью 26 Конституции РК. В то же время конституционная реформа направлена на консолидацию казахстанского общества. Поэтому я предлагаю оставить статью 26 в прежней редакции, - заявил Назарбаев на совместном заседании палат парламента РК. - Мы еще раз должны разъяснить народу. Когда мы говорим о собственности, нельзя ставить знак равенства. У каждого человека есть разная собственность: у него есть жилье, земля, недвижимое и движимое имущество. Там остаются слова «Граждане Казахстана» - все юридическое сообщество поддержало, потому что это обеспечивает стабильность поступления инвестиций в нашу страну, доверие инвесторов. Но нам не надо торопиться, нужен консенсус в этом вопросе, разъяснять надо. Все равно мы к этому придем, даже по земле, потому что земля без хозяина - это ничья земля. Есть такое выражение у казахов: земля без хозяина – сирота.

Как отметил глава государства, граждане Казахстана могут иметь в частной собственности любое законное приобретенное имущество. При этом собственность, согласно Конституции, является неприкосновенной.

Работа по-новому

Президент Казахстана разъяснил, в каких условиях будут работать правительство и парламент с учетом конституционной реформы.

- Во-первых, новый закон значительно усиливает роль парламента в государственных делах, в том числе при формировании правительства. Теперь будет записано, что парламент является законодательной властью, раньше формулировка была - «осуществляет законодательные функции». То есть, теперь более четко. Повышается самостоятельность правительства, которому передаются полномочия по непосредственному управлению экономикой, - рассказал он.

Кроме того, как отметил Назарбаев, усиливается роль Верховного суда как суда кассационной инстанции в защиту граждан, закладывается базовая основа прокуратуры, предусматривающая высший надзор за соблюдением законности представления интересов государства в суде.

- Укрепляется система конституционного контроля. И самое важное, на конституционном уровне закрепляются гарантии неизменности нашей независимости, унитарности, территориальной целостности и формы правления, которые заложены в Конституции, - добавил президент. - По моему поручению правительством подготовлен проект закона, который дополнительно передает от президента исполнительным органам еще 35 полномочий. То есть 23 полномочия предусмотрены в Конституции и 35 - прописаны в законах, передаются парламенту и правительству.

Он пояснил, что они включают управление экономикой, финансами, госимуществом, а также административно-территориальными вопросами.

- Я убежден, сегодня мы имеем высокопрофессиональные ветви власти, способные брать на себя ответственность, самостоятельно принимать нужные стране решения, - резюмировал глава государства.

Парламенту - все законодательные полномочия

Парламенту будут переданы все законодательные полномочия президента. Об этом сообщил депутат мажилиса Нуртай Сабильянов.

- В соответствии с вносимыми в Конституцию изменениями и дополнениями некоторые полномочия президента будут переданы парламенту и правительству. В частности, парламенту будут переданы все законодательные полномочия президента. Это усилит роль парламента, - сказал Сабильянов.

По его словам, на правительство возложены полномочия по управлению экономикой, то есть, по утверждению государственных программ, обеспечению их выполнения. Это повысит ответственность правительства перед народом, перед парламентом.

Расширение контрольных функций парламента также окажет большое влияние, потому, что правительство будет докладывать парламенту о своих решениях, основных направлениях своей работы и парламент сможет влиять на принятие решений. В целом, по мнению депутата, поправки, вносимые в Конституцию, окажут большое влияние на развитие страны. 

Право объявлять мораторий

Изменения в Конституцию не затронут право президента Казахстана объявлять мораторий. Об сообщил руководитель администрации президента Адильбек Джаксыбеков. Отметим, что депутат мажилиса Азат Перуашев во время заседания выразил сомнение бизнесменов по поводу норм, которые исключают право президента издавать указы, имеющие силу закона.

- Действующая Конституция давала право президенту издавать законы или указы, имеющие силу закона. Проект поправок в пункт 2 статьи 45 Конституции предлагает исключение этого права. Но, между тем, известно, что за годы независимости президент трижды вводил моратории, которые в период кризисов существенно поддержали предпринимателей, некоторых из них спасали даже от разорения. У бизнеса сегодня есть определенные сомнения. Сохранится ли возможность президента объявлять мораторий, и на основании каких норм? - обратился депутат Перуашев к руководителю администрации президента.

Джаксыбеков заверил, что такое право у президента сохраняется.

- Согласно Конституции, статьи 45, пункта 1, президент республики на основе исполнения Конституции и законов издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории страны. И все упомянутые вами моратории именно устанавливаются такими указами. Это право у президента сохраняется, - пояснил Джаксыбеков.

Лишь два министра

Адильбек Джаксыбеков пояснил особенности конституционных изменений, предложенных на рассмотрение парламента.

- В проекте закона, переданного главой государства на рассмотрение парламента, учтены предложения, которые поддерживают большинство граждан, - сказал Джаксыбеков.

Руководитель администрации президента отметил, что предлагаемые конституционные изменения направлены на повышение роли парламента.

- Предлагается расширить роль мажилиса при формировании правительства, а также усилить контрольные полномочия парламента за деятельностью правительства и его членов. В своем обращении народу по вопросам перераспределения полномочий между ветвями власти глава государства отметил, что мы идем на этот шаг, чтобы все ветви власти работали эффективно и ответственно, чтобы создать между ними соответствующий баланс и противовесы,- пояснил Джаксыбеков.

По его словам, при формировании состава правительства предлагается следующий порядок: премьер-министр вносит представление главе государства о кандидатурах членов правительства после консультации с мажилисом.

- Исключение делается для министров иностранных дел и обороны, назначаемых президентом самостоятельно. Принципиальным нововведением является норма, согласно которой правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным мажилисом, а не перед вновь избранным президентом. Для повышения эффективности ветвей власти усиливается механизм подотчетности и подконтрольности правительства парламенту и его палатам. В пункте 2 статьи 64 Конституции предлагается установить, что правительство в своей деятельности ответственно перед президентом и парламентом. Согласно новой редакции подпункта 4 статьи 67 Конституции премьер-министр будет обязан докладывать об основных направлениях деятельности правительства и его важнейших решениях не только президенту, но и парламенту в целом, - добавил Джаксыбеков. 

Кто будет увольнять акимов?

В ходе заседания депутат сената Серик Билялов поинтересовался у Адильбека Джаксыбекова о целях предлагаемых изменений в статью 87 Конституции РК. В частности, сенатора интересовал вопрос по выборности акимов и их назначениям.

- Изменения в статью 87 Конституции предполагают порядок назначения или избрание на должность акимов, иных, кроме областей и городов республиканского значения и столицы, административных территориальных единиц, определять законом. Таким образом, указанное полномочие главы государства предлагается передать парламенту РК. Возникает вопрос. Сохраняется ли за президентом право по своему усмотрению освобождать от должностей акимов всех уровней? - сказал Билялов.

- Действительно, такие изменения внесены. За президентом сохраняется это право. Пункт 4, где говорится, что президент в праве по своему усмотрению освобождать акимов от должности. Это остается за президентом, - пояснил Джаксыбеков. 

Какие полномочия переходят от президента к правительству

- Правительству передаются полномочия по утверждению государственных программ и единой системы финансирования и оплаты труда работников всех органов, содержащихся за счет государственного бюджета. Эта задача будет решаться правительством по согласованию с главой государства. Проектом исключается право главы государства отменять или приостанавливать действия актов правительства и премьер-министра. Тем самым всю полноту ответственности за свои акты будет нести само правительство, - сообщил Адильбек Джаксыбеков, представляя предлагаемые поправки в Конституцию РК.

Вместе с тем, он отметил, что президент в интересах защиты прав и свобод, обеспечения национальной безопасности, суверенитета и целостности государства может направлять обращения в Конституционный совет для рассмотрения вступившего в силу закона или иного правового акта на соответствие Конституции.

- Центральные исполнительные органы, не входящие в состав правительства, как институт упраздняются. Это позволит обеспечить формирование компактного правительства, что является одной из целей плана нации и проводимой административной реформы. Сохраняется, но с оговоркой «при необходимости», право главы государства председательствовать на заседаниях правительства по особо важным вопросам, - добавил Адильбек Джаксыбеков.

Какие полномочия переходят от президента к парламенту

- В целях повышения роли парламента исключаются следующие законодательные полномочия президента - давать поручения правительству о внесении законопроекта в мажилис. При этом за президентом сохраняется право законодательной инициативы, издавать законы или указы, имеющие силу законов, осуществлять законодательные полномочия в случае делегирования их ему парламентом, - сказал Адильбек Джаксыбеков.

По его словам, исключается право Главы государства объявлять рассмотрение законопроекта срочным.

- В то же время у президента остается право определять приоритетность рассмотрения законопроектов, что означает, что они должны быть приняты в первоочередном порядке в течение двух месяцев, - добавил Адильбек Джаксыбеков.

Президент и Конституционный совет

- В целях усиления механизма конституционного контроля проектом закона исключается право президента вносить возражения на решения Конституционного совета», - отметил Адильбек Джаксыбеков.

Он также сообщил, что в пункте 5 статьи 86 Конституции предлагается ввести требования, согласно которым полномочия маслихатов прекращаются досрочно президентом после консультации с премьер-министром и председателями палат парламента.

- Порядок назначения или избрания на должности, а также освобождения от должности акимов, за исключением акимов областей и городов Астана и Алматы, предлагается определять законом, а не актом главы государства, как это было ранее, - добавил Адильбек Джаксыбеков.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить