Попасть в «вышку»

4713

Как отечественная система высшего образования меняется в сторону большей свободы и коммерциализации

ФОТО: Nick Potts / Getty Images

В 2015 году президент страны принял программу «План нации – 100 конкретных шагов». Документ в том числе содержал шаги, направленные на улучшение национальной системы образования. В частности, государство собиралось дать вузам больше академической и управленческой свободы. Пока все идет по плану: университеты получили больше свободы, но и ответственности у них прибавилось.

Все на рынок

Под академическим «раскрепощением» подразумевалась свобода в составлении образовательных программ. По замыслу авторов реформ, государство должно перестать диктовать учебным заведениям, что и как преподавать. Условия теперь диктует рынок: вузы должны ориентироваться на потребности экономики, которая определяет спрос на профессии.

Есть, к примеру, спрос на журналистов, умеющих программировать и работать с большими данными. Раньше, чтобы начать готовить специалистов для этой узкой ниши, нужно было затеять процедуру внесения новой специальности в официальный классификатор, который состоял из более чем 600 специальностей. Процесс «прописки» длился до полугода, и вузы не поспевали за требованиями рынка. Поэтому решили классификатор сделать не точечным – по специальностям, а более широким – по направлениям. Нынешнее направление «Бизнес и управление» соответствует 11 «дореформенным» специальностям, куда входили маркетинг, менеджмент спорта, мировая экономика и прочее.

Создание образовательных программ по направлениям позволяет университетам быть гибче. Этому должен способствовать и новый, облегченный механизм лицензирования программ. Перечень и описание направлений теперь доступен на специальной онлайн-площадке: можно зайти и посмотреть, что предлагает каждый вуз.

У расширившейся свободы есть и обратная сторона – возросшая ответственность. Раньше вузы выдавали дипломы государственного образца, и уполномоченные органы жестко проверяли соответствие таких документов всем необходимым стандартам. С 2021 года дипломы гособразца упразднены: как частные, так и государственные университеты теперь выдают собственные. В этом году первыми их получат выпускники, поступившие в вузы в 2017 году.

Отсутствие государственной печати на документе означает, что вузам придется доказывать качество предоставляемого образования в рыночных условиях. Абитуриенты будут голосовать рублем, а работодатели – решать, принимать ли в компанию выпускников того или иного учебного заведения. Чем хуже репутация у диплома, тем меньше шансов у вуза заполучить абитуриентов и выше вероятность закрыться.

В информационной системе Министерства образования и науки (МОН) будет создан депозитарий выданных дипломов с указанием их реквизитов. Чтобы предотвратить выдачу нелегальных или поддельных документов, будут предусмотрены единые стандарты учета и систематизации дипломов по серийным номерам.

Такие разные лиги

Пока невидимая рука рынка еще не в полной мере вступила в игру, государство с пристальным вниманием следит за обеспечением качества образования. Недолжный его уровень карается прежде всего отзывом лицензий как по отдельным направлениям, так и на ведение образовательной деятельности в целом. Так, в 2020 году у 25 вузов отобрали 60 лицензий по нескольким направлениям. В прошлом году МОН также отозвал генеральную лицензию у Казахской академии транспорта и коммуникаций из-за грубых нарушений законодательства. В этом году Казахский медицинский университет непрерывного образования в Алматы также остался без генеральной лицензии.

Эксперты связывают зачистку образовательного поля с четким поручением, которое дал президент Касым-Жомарт Токаев премьер-министру Аскару Мамину, – закрыть недобросовестные университеты. Хотя государство занимается инвентаризацией вузов уже давно. Если в 2001 году в Казахстане функционировало 185 высших учебных заведений, то к 2011-му их число сократилось до 146. По данным Бюро национальной статистики, на начало нынешнего учебного года количество университетов составило 125.

Как пообещал министр образования Асхат Аймагамбетов, МОН продолжит жесткую политику выявления недобросовестных университетов. Чтобы от таких мер не страдали добросовестные учреждения, вузы планируют ранжировать по лигам. Степень контроля государства будет зависеть от того, к какой лиге относится учебное заведение. Всего лиг будет четыре. По мнению чиновников, подобная система позволит повысить качество образования и науки в стране.

Отсутствие государственной печати на дип­ломе означает, что вузам придется доказывать качество предоставляемого образования в рыночных условиях. Абитуриенты будут голосовать рублем, а работодатели – решать, принимать ли в компанию выпускников того или иного учебного заведения

В первую лигу попадут университеты, конкурентоспособные на международном уровне. Главным критерием для них будет высокий уровень научных исследований. Это вузы, в которых наука задает тон образовательным программам. Такие учреждения будут иметь 100% академической свободы. В МОН считают: освобождение от госконтроля позволит этим учебным заведениям не отвлекаться на проверки.

Вторая категория – вузы, конкурентоспособные на национальном уровне. У них тоже будут абсолютная академическая свобода и освобождение от госпроверок.

К третьей категории собираются отнести крепкие региональные или отраслевые вузы. Они будут иметь большой объем академической свободы и проверяться только по системе оценки рисков.

Все прочие университеты отнесут к четвертой лиге. Низкое качество образования в таких заведениях МОН собирается повышать за счет строгого контроля и высоких требований.

Вузам дадут возможность оценивать себя самостоятельно: они смогут подавать заявки в МОН на включение в ту или иную лигу. Окончательное решение, к какой лиге отнести учебное заведение, министерство оставляет за собой. Вердикт чиновники будут выносить в том числе на основе мнений независимых экспертов.

Состав лиг будет меняться. Если вуз не соответствует заявленным стандартам, его могут переместить в менее престижную категорию и наоборот. Лиги, по замыслу авторов преобразований, нужны не только, чтобы наделить учебные заведения ответственностью за подготовку кадров, но и для того, чтобы каждый университет четко понимал свои задачи в региональном, национальном или международном контексте.

Пока, правда, система ранжирования находится на стадии обсуждения. Когда она станет реальностью, неизвестно.

Выборы и советы директоров

Еще один этап трансформации университетского образования – выборность ректоров вузов национального уровня. В 2019 году Касым-Жомарт Токаев не стал назначать руководителей 11 национальных университетов прямым указом. Свое решение он объяснил тем, что эти вузы получили академическую и управленческую свободу. Следовательно, их руководители не должны назначаться сверху.

Впервые ректоров национальных вузов стали назначать президентскими указами в 2008 году. Примечательно, что аргументация тогда была идентичная: университетам-де нужна большая свобода. Для этого якобы и необходимы прямые назначения ректоров президентскими указами – так хотели предотвратить вмешательство чиновников из МОН в деятельность национальных вузов.
Как работает система выборов в данных учебных заведениях? На первом этапе любой желающий, соответствующий требованиям кандидата на должность ректора, может подать заявление на конкурс и представить свою программу развития вуза. Все кандидаты проходят собеседование в совете директоров вуза. Совет рекомендует кандидатов республиканской комиссии, а комиссия уже решает, кого поставить во главе того или иного университета.

Так, по новым правилам в 2019 году был выбран ректор Казахской национальной академии искусств имени Т. К. Жургенова Акан Абдуалиев. В 2021 году подобным же образом получил пост ректора Казахского национального университета имени аль-Фараби (КазНУ) Жансеит Туймебаев, бывший председатель Ассамблеи народа Казахстана и экс-министр образования. Тогда же республиканская комиссия утвердила главу Евразийского национального университета имени Гумилева (ЕНУ). Им стал Ерлан Сыдыков, впервые назначенный на эту должность президентским указом в 2011 году.

Новая система назначения ректоров призвана сделать вузы более конкурентоспособными. Кроме того, теперь руководители национальных университетов будут подотчетны советам директоров – это, по замыслу авторов реформ, увеличит эффективность их работы.

Смена приоритетов

Казахстанские университеты теперь больше похожи на бизнес-предприятия. Это – еще один аспект внедряемых реформ. Смена приоритетов отражена в новой форме собственности. Вузы национального уровня из республиканских государственных предприятий превратились в некоммерческие акционерные общества (НАО) со стопроцентным участием государства. Сделано это для того, чтобы привлекать больше внебюджетных денег.

Университеты отныне могут выпускать акции, чтобы занимать средства, доходы от чего должны идти только на дальнейшее развитие. Учитывая общий рост доходов ведущих национальных университетов, это должно подстегнуть инвестиции в учебные программы и инфраструктуру. Например, за последние два десятилетия доходы КазНУ выросли с 1,4 млрд тенге (2000 год) до почти 20 млрд тенге (2019-й). У ЕНУ доходы увеличились с 1,1 млрд тенге в 2002 году до 15,5 млрд тенге в 2019-м.

Теперь эти деньги можно будет вкладывать в развитие вузов. Так, НАО имеют право запускать собственные стартапы, создавать эндаумент-фонды для хранения пожертвований выпускников и различных компаний, а также коммерциализировать результаты научных исследований.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить