Понять себя

8311

Есть совершенно непреложная мысль: общество, развиваясь, двигается от более примитивных форм организации общественной жизни к более сложным. При этом переход совершается не плавно и постепенно, а скачкообразно. Общество с большим трудом отказывается от привычного образа жизни, от сложившихся механизмов социального взаимодействия, сопротивляясь до последнего назревшим переменам.

Да, написанное отдает вульгарным марксизмом, чем на самом деле и является. Но, с одной стороны, авторская колонка – не научная статья. С другой – теория общественных трансформаций, составляющая основу исторического материализма, разработанного Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом, содержит вполне здравые идеи, от которых современные историки и социологи вовсе не отказываются.

Главное заблуждение Маркса и Энгельса состояло в убеждении, что общественная трансформация возможна только революционным путем. Тем более странное, что прямо на их глазах Англия совершала, согласно Дугласу Норту, переход от общества ограниченного доступа к обществу открытого доступа. То есть шла серьезная трансформация общества, и при этом без всяких революций.

Пишу это не для того, чтобы похвалить или покритиковать основоположников, а чтобы побудить задуматься – даже не о том, какие реформы необходимы Казахстану, а о том, какую предварительную работу необходимо проделать, чтобы выработать максимально эффективные и безболезненные реформы.

И первая проблема, с которой мы сталкиваемся, это отсутствие понимания того, что собой представляет наше общество, в первую очередь с точки зрения механизмов социального взаимодействия. Очевидно, что ему присущи как архаичные формы, характерные для доиндустриальных обществ, так и модернистские, присущие постиндустриальным. Но совершенно не ясны их соотношение и функции, которые они выполняют в общественной жизни. Причина проста – отсутствие профессиональной публичной социологии. Иначе говоря, нет первичных материалов для исследовательской работы. А без таких исследований, широкого обсуждения их результатов понять, какие реформы нужны, довольно сложно. Наш собственный опыт говорит, что поиск реформаторского пути на ощупь чреват многими осложнениями, в том числе ухудшением условий жизни граждан.

Если в XIX веке в той же Англии по пути реформ шли как бы впотьмах, с ошибками, отступлениями, то с тех пор прошло чуть меньше полутораста лет и появился достаточно развитый научный аппарат, позволяющий избежать многих ошибок. Однако складывается такое впечатление, что у нас в стране отрицают достижения современной социологии, политологии, истории и экономики.

Это отрицание имеет результатом то, что о реформах говорят много и охотно, но никаких реформ на самом деле не происходит. Страна, пусть и не так быстро, как хотелось бы, развивается без всяких реформ. И закрадывается мысль: а может, обойдемся небольшими улучшениями, легким косметическим ремонтом, поддерживающим устойчивость системы?

Опыт других стран говорит, что так можно. Взять, например, Габон. Проблема в том, что такой путь – это путь консервации сложившегося общественного устройства, путь постепенного, но неуклонно нарастающего отставания от общего прогресса. Жить так можно и даже какое-то время неплохо. Беда в том, что замедленное развитие незаметно перерастает в регресс, ведущий к разложению общественной структуры, какой бы прочной она ни казалась. А это путь реализации марксистских доктрин, со всеми их неприятными последствиями. Хотелось бы избежать такого варианта развития событий. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить