Помогать, чтобы выжить

6338

Как новые алгоритмы потребления и коронавирусные ограничения влияют на сектор розничной торговли

ФОТО: © Depositphotos.com/kirzaa@mail.ru

Пандемия повлияла на нас сильнее, чем показалось на первый взгляд. Дело не только в новых укоренившихся привычках, связанных с ношением масок, использованием санитайзеров и желанием держаться подальше от многолюдных сборищ. За полтора года поменялись потребительские паттерны, частота совершения покупок и предпочтения покупателей. Соответствующим образом адаптироваться к переменам вынуждены и сектор розничной торговли, и рынок торговой недвижимости.

Время экономить

Согласно данным глобального исследования компании NielsenIQ, представленным в рамках деловой программы недавно прошедшей в Алматы выставки Central Asia Fashion, 66% покупателей изменили маршруты и привычки совершения покупок, 81% были вынуждены реструктуризировать траты. «Одно из наших глобальных исследований показывает, что некоторые торговые точки потеряли свою значимость на 60%, а другие, напротив, выросли в ней на 40%. Раньше покупатель шел в магазин, расположенный неподалеку от офиса, делал покупки и ехал домой. Из-за локдаунов ситуация изменилась, это можно было наблюдать в таких городах, как Барселона, Париж, Лондон. Произошел переток покупателей в магазины, расположенные недалеко от дома», – комментирует специалист по работе с розничными сетями NielsenIQ Kazakhstan Сергей Буланов. Новым трендом в ретейле стало стирание границ между сегментами: несколько лет назад водители заезжали на АЗС, чтобы заправить машину, купить пачку сигарет и бутылку воды. Сегодня на заправке можно также перекусить, помыть машину и даже купить продукты на неделю. Аналогичная ситуация наблюдается и в сегменте аптек.

Потребители разделились по типу мышления и паттернам поведения, и этот фактор необходимо учитывать бизнесу, работающему в сфере розничной торговли. «Комфортный» покупатель хочет быстрее вернуться к доковидной жизни, достаточно активно поддерживает социальные контакты и не слишком озабочен соблюдением мер безопасности. Осторожный покупатель адаптируется к жизни в гибридном формате, не готов к максимальной изоляции, но пристально следит за санитарно-эпидемиологической ситуацией и действует по обстановке. Третий тип покупателя – обеспокоенный – максимально хорошо осведомлен о событиях, связанных с COVID-19, свел к минимуму социальные контакты и нашел альтернативные варианты совершения покупок.

По словам Буланова, результаты недавнего исследования свидетельствуют, что в Казахстане индекс потребительского оптимизма составляет 104 пункта. Показатель, превышающий 100 пунктов, говорит скорее об оптимистических настроениях среди покупателей, чем о негативных. И все же 74% респондентов считают, что страна находится в состоянии экономического кризиса, и только 12% рассчитывают на улучшение ситуации в ближайший год. Семь из десяти покупателей в целом оценивают свое финансовое состояние достаточно позитивно, каждый второй не боится безработицы и считает достаточно хорошими перспективы трудоустройства, но лишь четыре человека из десяти готовы тратить деньги и считают нынешний год подходящим для новых приобретений.

Оптимизма потребителям не добавляет и инфляция. «В этом году она ожидается на уровне 7,9%, это немногим выше, чем 7,5% в 2020 году, и однозначно больше, чем в 2018–2019 годах. В целом рост доходов казахстанцев превышает инфляцию, но в трех регионах – Алматы, Кызылординской и Мангистауской областях – ситуация противоположная», – отмечает Буланов. 73% покупателей начали тщательнее следить за своими тратами, при этом 17% экономили и раньше, продолжая делать это сейчас, 27% приходится на долю так называемых осмотрительных покупателей, лишь 9% не ограничивают себя в тратах, а самая большая доля, 46%, представлена покупателями, только начавшими экономить, – это люди, пострадавшие от влияния COVID-19 на экономику или вследствие введенных ограничений.

46% казахстанских покупателей тратят деньги на обустройство дома и ремонт – это самая большая статья расходов. «Пандемия повлияла на нашу продуктовую линейку, которая представлена как аксессуарами, так и домашним текстилем. Спрос однозначно сместился в сторону последнего, и это понятно – люди стали больше времени проводить дома, у них появилось желание обустроить быт», – рассказывает Асель Адиль, генеральный директор компании Adili. На втором месте в списке расходов за пределами базовых потребностей – траты на отпуск (32%), третья основная статья – погашение займов и кредитов (28%). Категории, которые в прошлом году показывали высокий рост, сейчас либо растут органически (расходы на товары для приготовления пищи дома выросли всего на 5%), либо ушли в минус (продажи бытовых чистящих средств снизились на 6%). Между тем демонстрировавшие в прошлом году отрицательную динамику офисные товары и импульсные покупки выросли на 13% и на 42% соответственно.

ТРЦ: выжить вопреки обстоятельствам

Одним из самых важных трендов аналитики считают омниканальность. 47% казахстанцев делают покупки как офлайн, так и онлайн. При этом в Алматы, например, за время пандемии доля тех, кто готов делать покупки онлайн, выросла с 23 до 47%, а в Нур-Султане – с 35 до 43%. В то же время казахстанцы стали более осознанно подходить к покупкам в интернете – изучать фотографии, отзывы.

ФОТО: © Depositphotos.com/chingyunsong

Введение ограничений на работу ТРЦ в период карантина подтолкнуло ретейлеров к развитию каналов онлайн-продаж: если прежде для многих игроков направление e-commerce было второстепенным, то в период карантина именно оно позволило удержаться на плаву. «Среди небольших компаний отмечался рост спроса на стрит-ретейл, поскольку площади такого формата можно использовать и по прямому назначению, и в качестве пунктов выдачи заказов во время локдаунов, когда режим работы ТРЦ, например, власти могут ограничить. И все же стрит-ретейл у нас развит не очень активно, и вряд ли стоит ожидать его сильного роста. А вот спрос на качественные складские помещения в связи с развитием онлайн-продаж увеличится», – делится наблюдениями директор отдела офисной недвижимости компании Scot Holland | CBRE Фарида Кулькеева.

С тем, что омниканальность играет все более заметную роль, согласны и девелоперы, хотя, считает председатель Союза девелоперов торговой недвижимости, совладелец моллов «Апорт» Дмитрий Ревин, большинство людей, которые делают покупки онлайн, все же приходят в торговые центры, чтобы увидеть товар вживую. Тем не менее новые тенденции диктуют необходимость изменений концепции ТРЦ. Ревин отмечает актуальность концепции «лайфстайл», в соответствии с которой торгово-развлекательные центры становятся для посетителей так называемым третьим местом – частью городского пространства, не связанной с домом и работой, но столь же важной. «Мы за 12 лет на рынке реализовали три очереди молла Aport, привели в Казахстан 75 международных брендов, развлекательные форматы – аквапарки, парки развлечений и в настоящее время ведем строительство второго молла на 120 тыс. кв. м. Открытие намечено на март 2023 года», – рассказывает бизнесмен.

Грамотное построение концепции, отслеживание трендов, готовность адаптироваться к переменам, проявить гибкость в работе с арендаторами – эти качества необходимы администрациям торговых центров, чтобы выстоять и удержаться после двух лет работы в режиме постоянных ограничений и затрат, связанных с введением масочного режима, установкой тепловизоров, антисептиков и выполнением других санитарных норм. В этом году ограничения сохраняются, хоть и в меньшем объеме. При этом невозможность функционирования даже одной составляющей, будь то кинотеатр или фудкорт, имеет негативные последствия для всей инфраструктуры, ведь ТРЦ не получает трафика, на который рассчитан. По мнению игроков, вызывает вопросы логика запретов. Так, введение локдаунов выходного дня обернулось наплывом посетителей в будни после работы; не совсем понятно, почему обладатели синего статуса в приложении Ashyk не могут в выходные дни зайти в ТРЦ даже для того, чтобы купить продукты или лекарства.

Уже очевидно, что испытание пандемией выдержали не все. В сентябре появилась информация о том, что суд наложил арест на здание алматинского ЦУМа, принадлежащее ТД «Зангар», о дефолте которого ранее объявил Halyk Bank. Эксперты не исключают, что если игроки рынка торговой недвижимости не получат поддержки со стороны государства, то в ближайшие годы крупные банки станут девелоперами и управляющими изъятых объектов. Одной из мер, считают они, может стать отмена налога на имущество для ТРЦ и зарплатного налога для арендаторов. Есть мнение, что хорошую службу может сослужить пересмотр коммунальных платежей. Эта статья расходов неизменна вне зависимости от того, работает торговый центр или нет: здание нужно эксплуатировать, коммуникации – обслуживать, и пересмотр размеров коммунальных платежей в сторону снижения мог бы отразиться на размерах выплат для арендаторов.

Участники рынка единодушны в том, что пандемия заставила их пересмотреть отношения с арендаторами, и если ТРЦ смогли выйти из пандемии с показателями заполняемости на уровне 95% и более, то это стало результатом гибкости и готовности услышать друг друга. «В прошлом году молл Aport оказал 300 нашим арендаторам меры поддержки на сумму свыше 3 млрд тенге. Таким образом, мы помогли представителям малого и среднего бизнеса, которые оказались в трудном положении. И когда мы говорим о необходимости поддержки для ТРЦ, то имеем в виду не только крупный бизнес, но и МСБ, которому в конечном счете будут адресованы эти меры», – подчеркивает Ревин.

ТРЦ предоставляли арендаторам льготы по эксплуатационным платежам, возможность выдавать онлайн-заказы, не начисляли арендные платежи и обеспечивали охрану в период локдауна, расторгали договоры без штрафных санкций с предпринимателями, которые не смогли восстановиться после пандемии и были вынуждены свернуть торговлю, переносили даты выплаты аренды. Последний пункт, в частности, актуален для моногородов, где большая часть жителей работает на одном предприятии и получает зарплату в одно время. Выросла доля арендаторов, работающих с привязкой к проценту с оборота. Перестал восприниматься в качестве формальности пункт о работе в условиях форс-мажора – теперь девелоперы четко прописывают, а арендаторы детально изучают эту часть договора.

В целом, отмечают участники рынка, пандемия способствовала переводу взаимоотношений девелоперов и арендаторов в партнерское русло. Она оказалась нелегким испытанием для тех и других, и умение слышать друг друга, готовность идти на уступки – качества, необходимые для того, чтобы удержаться на рынке.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить