Покупатель в сетях

7428

Как игроки потребрынка меняют культуру похода казахстанцев в магазин

Фото: архив пресс-службы

Потребительский рынок Казахстана разогревается новыми для страны форматами сетевых магазинов, замещая пеструю толпу «дукенов». Близкий для казахстанцев формат «восточного базара» трансформируется в сетевые каналы дистрибуции, которые вскоре дойдут до каждого жителя Астаны, Алматы, Караганды, Шымкента и других крупных городов.

Не тот рост

«Стабильно работающих и показывающих качественную работу во всех областях страны продуктовых супермаркетов вообще не существует, – делится мнением с Forbes Kazakhstan коммерческий директор группы компаний Arcada Эльза Розенталь. – Есть единичные неплохо работающие сети, но и они работают нестабильно: в некоторых магазинах все функционирует профессионально, в других качество бизнеса оставляет желать лучшего. Все очень зависит от человеческого фактора, управленческого звена и взаимоотношений с поставщиками. Поэтому никаких профессиональных разделений форматов до сих пор не существует».

Между тем собеседница считает, что в период кризиса, как правило, рынок открывает перспективы для развития именно продуктового сектора – люди идут за продуктами. Так что продуктовые форматы должны расти и профессионализироваться. Однако у нас это происходит далеко не с той скоростью, которую ожидают девелоперы. Выбирать арендаторов для супермаркетов в торговых центрах практически не из кого.
«В Алматы ситуация еще более-­менее неплохая, в Астане уровень сетей продуктового формата катастрофический, в остальных городах Казахстана дела обстоят по-разному, – дает оценку Розенталь. – Например, в Караганде есть очень успешные сети, но за рамки области они пока не расширяются. В некоторых других небольших городах тоже есть успешные сети, но очень небольшие, состоящие всего из двух-трех магазинов. Разумеется, это не масштаб, поэтому они не могут работать с поставщиками так же, как глобальные российские сети – по всей стране, получая маленькую наценку и стабильные поставки. Будем надеяться, что рано или поздно тренд изменится».

Диверсификация форматов

Дифференциация форматов помогает увеличить объемы продаваемых товаров. В настоящее время в развитых странах универсальный ретейл фиксируется вокруг трех форматов: «магазин у дома», супермаркет и гипермаркет.

«Магазин у дома» – это торговые точки площадью 400–600 кв. м­­ с ограниченным ассортиментом. Грубо говоря, в такие магазины заходят после работы купить хлеба, молока или внезапно закончившийся шампунь. Средний чек в них около 1,5 тыс. тенге.

Супермаркет – один из старейших форматов, крупный универсальный магазин по продаже полного ассортимента продуктов, напитков, а также товаров для домашнего хозяйства. Обычно площадь супермаркетов начинается с 600–1000 кв. м и доходит до нескольких тысяч «квадратов». Около 90% ассортимента приходится на продовольственные товары. Средний чек чуть более 5 тыс. тенге.

Еще один формат – «магазин покупок выходного дня», или гипермаркет. Площади торговых залов в этом случае могут достигать 20 тыс. кв. м, где на полках можно разместить до 200 тыс. различных товаров. Средний чек около 15 тыс. тенге.
Окупаемость магазинов в зависимости от формата составляет четыре-восемь лет.

В течение нескольких месяцев 2017 года сразу несколько крупнейших сетевых операторов заявили, что меняют подходы в организации своих магазинов.

Так, глава розничной сети Magnum Cash&Carry Александр Гарбер (№41 рейтинга богатейших и №32 рейтинга влиятельных бизнесменов Forbes Kazakhstan) рассказал о намерении диверсифицировать форматы своих магазинов. Он напомнил, что на сегодня у компании два направления. Первое – открытие больших гипермаркетов Magnum площадью 10 тыс. кв. м, ориентированных на людей, которые делают крупные покупки сразу на неделю. Второе – супермаркеты «Magnum АТАК» площадью от 1,5 тыс. до 2,3 тыс. кв. м. «Сейчас мы начали развивать «Magnum Экспресс». Это будут «магазины у дома», – сообщил бизнесмен.

Практически одновременно с Magnum о запуске точек форматов «магазин у дома» и «супермаркет» заявил Раимбек Баталов (№27 рейтинга влиятельных бизнесменов Forbes Kazakhstan), который владеет сетью гипермаркетов «Арзан». Два супермаркета, сообщил бизнесмен, уже запущены в Алматы (в ГУМе и на улице Исаева). Подобные магазины в ближайшее время будут открыты в Усть-Каменогорске, Таразе и других регионах. «В 2017-м мы планируем открыть примерно восемь супермаркетов площадью около 1000 квадратных метров, – сказал Баталов. – По формату они ближе к дискаунтерам и демонстрируют хорошие показатели. Также в этом году мы планируем проект по запуску сети «магазинов у дома».

Глава Raimbek пояснил, почему решил открывать торговые точки «Арзан» новых форматов: «Это требование времени – мы видим, что у людей не хватает времени на поездки в гипермаркеты. Есть определенный тренд – покупатели больше посещают магазины у дома».

Иностранные участники рынка тоже начали осваивать новые для своих казахстанских подразделений форматы. В июне 2017 года в Алматы на пересечении улицы Шаляпина и проспекта Алтынсарина начал функционировать первый магазин «Рамстор Экспресс». Новый для «Рамстора» формат представляет собой мини-маркеты торговой площадью не более 600 кв. м. В связи с ограниченностью пространства это преимущественно магазины самообслуживания. В «Рамстор Экспрессах» располагаются мини-маркет, кафе, отделы салатов и готовых блюд, пекарня. Общий ассортимент товара варьируется в интервале 4–8 тыс. наименований.

Решение о запуске нового формата в компании прокомментировали так: «У нашего единственного учредителя – АО «Мигрос Тиджарет А.Ш.» – насчитывается 1900 супермаркетов и гипермаркетов в Турции, 21 – в Македонии. Все магазины классифицированы по их величине. Самый первый современный супермаркет «Рамстор» в Казахстане площадью 4 тыс. кв. м был открыт в микрорайоне Самал в Алматы в 1999-м. С тех пор казахстанский потребитель воспринимает «Рамстор» как магазины с обширной площадью, большим ассортиментом товаров местного и импортного производства. Вместе с тем супермаркет площадью 600 кв. м отличается от крупномасштабного с точки зрения ассортимента и пространства, о чем клиента необходимо предупреждать сразу, с вывески». 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить