Подводные камни редомицилирования

9334

Как известно, в прошлом году между правительствами Казахстана и Кипра была подписана Конвенция об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы. Примечательным является то, что в силу своей низкой налоговой нагрузки Кипр прежде был в списке офшорных зон. Теперь же наше правительство существенно изменило свои взгляды на эту юрисдикцию, исключив ее из черного списка и даже заключив с ней налоговую конвенцию.

Данное событие заинтриговало нашу деловую среду. Дело в том, что в целях сохранения конфиденциальности и защиты бизнеса у нас считается целесообразным регистрировать холдинговые структуры за рубежом. Кстати, на мой взгляд, в современных реалиях такой инструмент защиты является достаточно спорным. В частности, Казахстан уже присоединился к Многостороннему соглашению компетентных органов об автоматическом обмене информацией о финансовых счетах (CRS), Многосторонней конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (BEPS). Применение двусторонних конвенций о поощрении и взаимной защите инвестиций здесь затруднительно, так как конечным бенефициаром подобных холдинговых структур являются казахстанские резиденты.

Расходы на содержание зарубежных холдинговых структур зачастую очень высоки. Вместе с тем Кипр считается недорогой и поэтому привлекательной юрисдикцией. Хочу раскрыть некоторые налоговые аспекты смены юрисдикции холдинговых структур с точки зрения казахстанского законодательства.

Каким образом это можно сделать? Во-первых, можно совершить сделку по отчуждению акций казахстанской компании между старой материнской и вновь созданной кипрской. Данное действие неудобно тем, что предусмотренное в Казахстане освобождение дивидендов от налогообложения в силу трехлетнего владения утратит силу. Поэтому выплачиваемые вновь созданной материнской компании дивиденды будут облагаться по ставке 15% по налоговому кодексу, либо 5% или 10% по конвенции.

Во-вторых, можно рассмотреть предусмотренную в Европе процедуру редомицилирования, то есть смены юрисдикции холдинговой компании. Таковая похожа на смену гражданства физических лиц. По итогам редомицилирования местом регистрации материнской компании будет, к примеру, не Люксембург, а Кипр. Ей выдается сертификат, подтверждающий, что она является той же компанией, что была до процедуры редомицилирования. В таком случае уместно предположить, что льгота, связанная с трехлетним владением акциями, должна сохраниться.

Однако реализация данного сценария осложняется тем, что в казахстанском законодательстве процедура редомицилирования не предусмотрена, соответственно, сложно определить ее последствия. Велик риск, что налоговые органы посчитают «редомицилированную» материнскую компанию новым юрлицом, в связи с чем не позволят применять освобождение. Отмечу, что в Евросоюзе подобные процеду­ры производятся без каких-либо ограничений, а льготы, связанные с освобождением от налогообложения учредителя, сохраняются.

Я обратился с соответствующим вопросом в блог председателя КГД, но к моменту написания материала так и не получил ответа. Склонен считать, что позиция налоговых органов будет отрицательной. Потому провести процедуру редомицилирования без налоговых рисков будет очень сложно.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить