Поднебесная-2020

6982

Чего ждать компаниям в этом году от крупнейшего рынка

ФОТО: © Depositphotos.co/chungking

Прошлый год был непростым для Китая годом: тарифная война с США, ужесточение регулирования бизнес-деятельности, кризис в Гонконге – все это доставляло предпринимателям немало головной боли. Тем не менее Китай полон возможностей. Несмотря на трудности, экономика страны в 2019 выросла на 6%, а направленная на глобальное лидерство политика правительства стала приносить плоды.

По мнению заслуженного старшего партнера и старшего консультанта McKinsey & Company Гордона Орра, 2020-й принесет Китаю новые испытания. Неизбежным кажется эксперту продолжение или даже обострение технологической войны с США. Это противостояние будет напрямую влиять на финансовые рынки. Компаниям придется либо решать, на чьей они стороне в этой битве, либо пытаться усидеть на двух стульях. Что касается внутреннего потребления, то оно по-прежнему будет расти. В некоторых сферах рост будет особенно выраженным, и это – отличная возможность заработать для иностранных инвесторов.

Битва продолжается

Год назад казалось, что ситуация с тарифами вскоре прояснится – на деле вышло, что никакой ясности нет. Это сдерживает инвестиции в китайское производство. Кажется, что и в 2020-м тарифная война продолжится. Если же Китай и США все-таки заключат соглашение, то оно, скорее всего, будет довольно поверхностным и вряд ли продержится долго. Пожалуй, закономерно, что международные корпорации пострадали от тарифной неопределенности меньше всех. Во-первых, потому что они, как правило, экспортируют в США не более 15% произведенной в Китае продукции. Во-вторых, у таких компаний множество заводов по всему миру, куда можно перебазировать производство товаров, предназначенных для американского рынка. Маленьким компаниям в КНР, которыми, к слову, часто владеют иностранцы, пришлось гораздо сложнее, особенно если экспортировали они преимущественно в США.

В этом году на авансцену борьбы между Китаем и Америкой выйдут финансовые рынки. Комиссия по оценке американо-китайских отношений в сфере экономики и безопасности в прошлом году порекомендовала конгрессу США отказать в листинге на американских биржах тем компаниям из КНР, которые не соответствуют определенным требованиям. Критериев отбора всего четыре, но ни одна из китайских компаний, торгующихся в США, не удовлетворяет всем четырем. Многие не соответствуют ни одному. То есть под угрозой 500 компаний с совокупной капитализацией $1 трлн. Наиболее крупная из них – Alibaba, которая, впрочем, подстраховалась, проведя в ноябре 2019-го дополнительный листинг на Гонконгской бирже. Игрокам из Китая, которые планируют начать торговать своими акциями в США, нужно крепко призадуматься. Тревожные для них тенденции уже проявились: по итогам декабря «китайцы» на NYSE и Nasdaq привлекли почти $2 млрд, а это на 74% меньше, чем в 2018-м.

Гонконгский фактор

В Гонконге началась рецессия. Вызвал ее в первую очередь спад туристического потока. В ноябре 2019-го гонконгский аэропорт был тише обычного: пассажиропоток в нем снизился на миллион человек, а из материкового Китая прилетело на 20% меньше рейсов. Местные жители стали меньше тратить, что тоже сказалось на экономике. Проведение более 50 крупных конференций и выставок было отложено или перенесено в другие места. Заполненность популярных гостиниц и ресторанов упала до 40% и ниже. Многие заведения теперь предлагают скидки посетителям в 40–60%, и даже при этом некоторым приходится сокращать персонал. Доходы ретейлеров рухнули на 50% по сравнению с прошлым годом.

Что касается финансовых рынков и сопутствующих сфер, то они пострадали не так сильно. Биржи открыты, IPO проходят. Однако беспокойство витает в воздухе: бизнес не спешит с принятием решений, но начинает призадумываться об альтернативных сценариях.

Некоторые корпорации может поставить в тупик простой вопрос: почему ваш региональный офис находится в Гонконге? Скорее всего, они скажут вам что-то вроде «так было всегда». Да, часто решение об открытии крупного представительства именно в Гонконге принималось два, а то и три десятка лет тому назад. То, что тогда казалось незыблемой истиной, вполне могло поменяться за эти годы. Топ-менеджерам признать эти перемены бывает трудно – уж больно им нравится гонконгский налоговый режим.

Возможно, компаниям, сосредоточенным на китайском рынке, стоит усилить присутствие на материке. Тот же Шэньчжэнь, расположенный вблизи Гонконга, растет быстрыми темпами и привлекает предпринимателей со всей страны. Почему бы иностранным корпорациям не упрочить свое присутствие в этом городе? Тем более что в Шэньчжэне, как и в других городах района дельты Жемчужной реки, действуют преференции для иностранных инвесторов.

В общем, работающим в Гонконге бизнесам в нынешнем году придется решать целый ряд проблем. Взять даже кадровый вопрос: как поддерживать доброжелательные отношения между материковыми китайцами и гонконгцами на рабочем месте? Это далеко не просто, и мало кто из бизнес-лидеров может ответить на этот и многие другие сложные вопросы. 2020-й для них, безусловно, станет испытанием.

Вопреки трудностям

В этом году заканчивается десятилетие, в ходе которого Китай пытался удвоить свой ВВП. Судя по всему, правительству КНР (с помощью специалистов по статистике) удалось-таки достичь этой цели. Внутреннее потребление наряду с инвестициями продолжат локомотивом тянуть за собой экономику, и государству лишь необходимо будет все это контролировать.

Для многих в Китае, убежден Орр, 2020 год будет тяжелым. Компании столкнутся с угрозой банкротства, ужесточением законов, рисками для репутации. Кроме того, становится искушеннее, а поэтому избирательнее местный потребитель. Экономический рост сосредоточится в таких сферах, как онлайн-сервисы, здравоохранение, образование, туризм, развлечения. Наибольшую поддержку инвесторам правительство КНР готово оказать в области производства полупроводников, разработки искусственного интеллекта и ПО для «умных городов», внедрения интернета вещей и развития биотехнологий. Разумеется, не всем компаниям удастся наладить что-то подобное, но те, кто будет обслуживать эти сферы, тоже неплохо заработают.

Подытоживая, в McKinsey говорят, что, несмотря на трудности, Китай станет еще более значимым рынком для большинства крупных компаний. Эта страна подстегивает мировой потребительский спрос, стимулирует инновации и конкуренцию. И хотя политики в некоторых странах все чаще говорят о деглобализации, компании будут готовы пожертвовать многим, лишь бы остаться в Поднебесной.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить