Почему общественное доверие является неотъемлемым фактором развития экономики и как образование может повлиять на него?

7154

Поравняться с ведущими экономиками мира нам не позволяет низкий уровень доверия в обществе

ФОТО: pixabay.com

С формированием обновленной повестки взаимодействия власти и общества, реализации концепции «Слышащего государства», инициированной главой государства Касым-Жомартом Токаевым, все чаще возникает вопрос доверия к государственным органам. Вместе с тем, ключевым фактором успешности развития государства является не только доверие между властью и гражданином, а уровень доверия между людьми.
В своем труде Inherited Trust and Growth (Унаследованное доверие и рост) экономисты Ян Алган и Пьер Каюк провели исследование влияния уровня взаимного доверия в обществе на рост экономики. В итоге ученые пришли к выводу, что самым высоким уровнем доверия между людьми из рассматриваемых ими стран обладает Швеция.

Страна была крайне бедной в XIX веке. Только в 1880-х ежегодно из нее эмигрировало более 1% населения. А в начале 1900-х Швеция была мировым рекордсменом по числу дней, потерянных в трудовых спорах и значительных классовых конфликтах, что говорит о низком уровне общего доверия того времени. Однако обществу удалось прийти к соглашению, которое положило конец трудовым конфликтам и привело к созданию государства всеобщего благосостояния.

Вместе с тем страны Западной и Восточной Европы, Средиземноморские государства пострадали от роста тоталитаризма в 1930-х годах, а страны Восточной Европы были охвачены коммунистическими режимами после Второй мировой войны, что негативно повлияло на их уровень доверия.

Примечательным является то, что в исследовании посчитано то, насколько бы вырос уровень ВВП на душу населения в разных странах при формировании того же уровня доверия, что и в Швеции. К примеру, в странах Африки можно ожидать 5-кратный рост экономики, в Югославии прогнозируемый рост ВВП на душу населения составляет 51%, в Мексике - 61%, в России - 64%. Учитывая длительное общее историческое развитие, можно ожидать, что в Казахстане, как и в России, укрепление доверия в обществе до уровня Швеции могло бы привести как минимум в полутора кратному увеличению ВВП.

Как же обстоят дела с доверием у нас?

Одним из самых авторитетных международных исследований в области выявления ценностей общества является Международный обзор ценностей или, как его еще называют, Карта культурных ценностей Инглхарта. Он показывает то, насколько сильно в различных странах представлены ценности двух видов: первый связан с доверием и взаимопониманием; второй основывается на религии, уважении к власти и традиционных семейных ценностях. Примечательно, что согласно этому исследованию все та же Швеция является страной с наиболее выраженными ценностями обоих видов.

Казахстан же в части семейных и религиозных ценностей находится примерно на том же уровне, что США, Великобритания и Канада. Однако, в части доверия и толерантности мы намного отстаем от тех же стран, находясь примерно между Йеменом и Зимбабве. Получается, что поравняться с ведущими экономиками мира нам не позволяет низкий уровень доверия в обществе.

Как же можно значительно повысить его? 

Образование как один из ключевых общественных институтов оказывает влияние на формирование мировоззрения подавляющего большинства членов общества. Рядом исследований доказано, что чем более образовано общество, тем более высоким уровнем доверия оно обладает. При этом образование не должно ограничиваться только набором академических знаний и практических навыков, но и включать привитие необходимых ценностей.

При обсуждении текущих вопросов, касающихся больше практической стороны системы образования, таких как увеличение финансирования, строительство школ, подготовка учителей, качество учебников и т.д., мы порой упускаем из виду ценностную сторону образования и воспитания. Вместе с тем, согласно приведенным исследованиям, правильное воспитание может напрямую повлиять на экономическое благосостояние государства.

Современная модель казахстанского образования должна обрести неотъемлемый ценностный компонент, основанный на взаимном доверии. Для этого необходима настройка нескольких компонентов.

Первое - это взаимоотношение между родителями/опекунами и педагогами. Различные исследования показывают, что на формирование личности и ценностей ребенка влияет не только семья и учебное заведение, но и то, как они взаимодействуют друг с другом. Наличие доверия между родителями и педагогами порождает доверие между ребенком и школой. Примечательно, что ситуация вынужденного перехода на дистанционное обучение из-за пандемии в некоторой степени способствовала сплочению педагогов и родителей, а значит есть смысл использовать это для дальнейшего укрепления этого сотрудничества.

Второе - это позиционирование ученика и студента в центре всех процессов, что должно сформировать привычку прислушиваться к их голосу. Ученические и студенческие советы в развитии образовательных организаций должны играть такую же роль, как парламент в развитии государства. Очевидно, что их работа не должна носить формальный характер, а предлагаемые ими изменения иметь практическое применение. Это будет способствовать привитию ценностей, связанных не только с доверием, но и взаимопониманием, а также чувством ответственности.

Третье - система оценивания. Она должна носить не карающий мотив, а предоставлять возможность ошибиться и исправить ошибку. Тогда ученики начнут видеть в учителях не проверяющих, а наставников, обладающих значительно более высоким уровнем уважения и доверия.

Конечно, эти условия не являются исключительными, но определенно могут помочь сформировать в образовательных организациях комфортную среду, воспитывающую поколение открытых и доверяющих друг другу людей.

Жангозин Ануар Канатович, КФ «Академия Елбасы»

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить