Почему Комитет Генпрокуратуры РК оправдал более 17 тыс. должников

9182

Управление Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан по городу Алматы выявил 17 500 оплаченных штрафов за нарушения дорожного движения, попавших в базу Министерства юстиции РК, как неоплаченные. Более 17 000 без вины виноватых человек оправданы.

Ерлан Рахимжанович Утегенов
Ерлан Рахимжанович Утегенов

Очень многим не понаслышке известна ситуация, когда человек, оплативший штраф за административное правонарушение, например, нарушение правил дорожного движения, в базе Министерства юстиции РК остается как правонарушитель, не оплативший штраф. Особенно яркие драмы по этой причине разыгрываются в аэропортах, где де-факто не должник, а добросовестный и законопослушный гражданин, вовремя оплативший административный штраф, а де-юре – злостный должник и неплательщик задерживается в аэропорту. Что тут начинается – нетрудно представить.

Ситуация в последнее обострилась настолько, что в управление Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК по городу Алматы пошел огромный поток жалоб на данную тему: почему я оплатил штраф, а числюсь как должник и моим делом занимается судебный исполнитель?

Прокомментировать данную ситуацию мы попросили начальника управления Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан по городу Алматы, старшего советника юстиции Ерлана Рахимжановича Утегенова.

Ерлан Рахимжанович, почему так происходит: человек оплачивает штраф, а штраф по ряду причин не учитывается в базе как оплаченный и добросовестный автолюбитель официально преследуется как недобросовестный?

- Ну, во-первых, так происходит потому, что человек, оплативший штраф не предоставил квитанцию об оплате в базу данных МВД, следовательно, система «не увидела» штраф, как оплаченный и гражданин остался по документам как должник. Это, если мы говорим о штрафах за нарушение правил дорожного движения. Затем данная информация о «неоплате» идет в базу Министерства юстиции РК и далее, когда срок добровольного исполнения проходит (а он, конечно, проходит, так как человек даже не в курсе, что он должник), информация попадает к частному судебному исполнителю. А уж судебный исполнитель запускает свой механизм: возбуждает исполнительное производство, начинает выставлять какие-то ограничения. Неприятные последствия такого процесса и испытывают люди, задержанные в аэропорту. Это, во-первых. А, во-вторых, действительно надо признать, что система оформления, оплаты штрафов и их регистрации, снятия в различных базах весьма несовершенна.

Ваша структура как-то начала это решать?

- Поток жалоб по «бумажным» должникам, которые должны только на бумаге был большим: «Штрафы мы оплачиваем, однако же они не снимаются с нас». Мы стали анализировать ситуацию и принимать решения. Что мы сделали в первую очередь? В двух Алматинских СпецЦОНах сейчас работают наши сотрудники, через которых можно оперативно, на месте, вывести из базы Министерства юстиции РК свои оплаченные штрафы из опции «неоплаченных». Не надо ездить в органы внутренних дел, к судебному исполнителю и утомлять себя многохождением между этими двумя инстанциями. Но это оперативное решение проблемы. Работая же над стратегическим решением, мы начали анализировать, проверять базы МВД и Министерства юстиции РК. Организовали совместную рабочую встречу с сотрудниками ДВД, региональной палатой частных судебных исполнителей г. Алматы и произвели трехстороннюю сверку. И выявилось, что 17 500 человек, которые в реальности оплатили штраф «проскочили» как должники из базы дорожной полиции в базу Министерства юстиции РК, а потом документы по ним пошли к судебному исполнителю.

Ерлан Рахимжанович, вы выявили эти 17 с половиной тысяч человек и какова их дальнейшая судьба?

- По результатам проведенной работы судебные исполнители полностью сняли все вопросы по этим, выявленным нами, фактам. Теперь 17 500 людей не числятся как должники. А вообще в 2017 году по Казахстану выявлено 52 тыс. оплаченных штрафов, направленных на принудительное исполнение.

Цифра серьезная, если представить, что за ней стоят люди… Если это несовершенство системы, то что-то будет делаться по ее изменению?

- Над данной проблемой мы активно работаем вот уже где-то около полугода и в самое ближайшее время в этой области грядут большие и позитивные перемены. Совсем недавно наш Комитет запустил масштабный проект «Единый реестр административных производств», который значительно облегчит работу органов внутренних дел, и еще 63-х госорганов, а, главное, обеспечит комфорт граждан Казахстана и защиту их прав. «Единый реестр административных производств» (ЕРАП) – это единая база для всех госорганов, которые сейчас ведут свои ведомственные базы, содержат многотонные архивы. ЕРАП все это будет объединять и с объединенной информацией будет проще и быстрей работать. Суть проекта заключается в оптимизации делопроизводства всех госорганов – перевод его в формат электронного. Пока данная система, механизм полностью отрабатывается на органах внутренних дел.

И как это скажется на работе дорожно-патрульной полиции?

 - В конце ноября, в начале декабря этого года сотрудники ДВД г. Алматы начнут переходить на электронное делопроизводство. Все экипажи будут оснащены специальными планшетами, при помощи которых можно оперативно работать с базой МВД, Министерства юстиции РК, объединенных в «Едином реестре административного производства». Протоколы будут оформляться в on-line-режиме, формироваться и проверяться автоматически в базе ЕРАП. Даже штраф можно будет оплатить на месте на переносном пост-терминале, над чем мы сейчас работаем с банками второго уровня. При такой схеме человеку, совершившему административное правонарушение, не надо будет ходить в госорган с квитанцией и судоисполнителю, стоять в очереди и просить какие-то справки. Решается одна из самых болезненных проблем – идентификации платежа. Теперь сведения об оплате автоматически попадут в базу ЕРАП и больше не будет людей без вины виноватых. Полностью исключаются такие факты, когда человек оплатил штраф, а к частному судебному исполнителю ушла информация о нем, как о не оплатившем. 

Новая схема как-то апробировалась?

- В Астане был запущен такой пилотный проект. Там сотрудниками дорожно-патрульной полиции вышеописанным способом уже составлено более 5 тыс. протоколов. Полицейские дают очень положительные отзывы о новой системе. Ну, посудите сами. Как теперь работает схема «сотрудник дорожно-патрульной полиции – правонарушитель»? Вот полицейский останавливает участника дорожного движения, открывает свой планшет, вводит свой личный пароль, заходит в «Единый реестр административного производства», набирает индивидуальный номер нарушителя дорожного движения и получает все исходные данные этого человека: прописка, в розыске он или нет? и т.д. Набирает госномер автомашины и тут же получает полную информацию о ней из базы данных МВД, которая интегрирована в ЕРАП. Тоже самое по самому правонарушению – в планшет «вшит» Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях и сотруднику полиции не надо расписывать диспозицию нарушения, программа сама выдает какое правонарушение совершил участник дорожного движения. Теперь, допустим, что полицейский наложил штраф и на месте сформировал on-line-протокол. Если гражданин, участник дорожного движения, согласен с протоколом, то стилесом, – электронной ручкой, – расписывается прямо на планшете. Готовый протокол автоматически интегрируется в единую базу. Если гражданин не согласен и настроен обжаловать определенное решение, то тогда протокол распечатывается на мобильном принтере и отдается ему на руки. Раньше на составление протокола у сотрудника дорожно-патрульной полиции уходило 30 минут. Сейчас – 3-5 минут. Обычно в день составлялось 5-7 протоколов одним сотрудником, при новой схеме – 15-20.  Если штраф не оплачен в течении 40 дней, то система сама направляет штраф судебному исполнителю. В конечном итоге на оформление штрафа уйдет 4 минуты. Привести в исполнение можно за 6 минут. По прошествии срока добровольного исполнения информация о штрафе автоматически перебрасывается судебному исполнителю. Весь административный процесс – это 7 кликов и 2 человека.

А насколько оправданы затраты на такую систему, может старая хоть и не такая мобильная, но еще могла бы послужить?

- Ну затраты по внедрению новой системы такие: 150 тыс. – стоимость планшета, мобильный принтер – 80 тыс. тенге, сотовая связь – 25 тыс.тенге. А теперь посмотрим на другие цифры. По Казахстану в год заполняется до 4-х миллионов вот таких протоколов и постановлений 64-х госорганов, на это уходит 46 тыс. человеко-часов и 400 тонн бумаги. Но самое страшное здесь, конечно, другое. При таком процессе не соблюдаются права граждан, есть погрешность системы – ты оплатил штраф, но ты все равно должник и к тебе будут предъявляться санкции, как к должнику. Потом зачастую при работе старой схемы делопроизводства происходит утеря и фальсификация дел, нарушения в административном производстве… Затраты на новую систему стоят того.

Но, хорошо, давайте опишем сейчас старую схему «полицейский-правонарушитель», чтобы понять обоснованность затрат на новую. Как это происходит сейчас? Сотрудник дорожно-патрульной полиции в случае выявления нарушения правил дорожного движения останавливает гражданина, предупреждает о том, что тот нарушил ПДД и составляет бумажный протокол. В протоколе ему надо заполнить 25 (!) реквизитов. На это уходит где-то до 30-ти минут времени. Однако перед письменным составлением протокола полицейский должен проверить личность человека: в розыске ли он? привлекался ли к административной ответственности? Если этот человек привлекался к административной ответственности, и она не снята («сидит» в базе Министерства юстиции РК) это негативно влияет на квалификацию некоторых видов правонарушения. Затем сотрудник дорожно-патрульной полиции начинает тоже самое делать и по автомашине: в угоне она или нет? Как он это делает? Он связывается по рации с базой дорожной полиции (проверка по машине), с базой МВД (проверка по личности человека) и проверяет на розыск, угон и т.д. т.д. Вот теперь только пишется постановление на бумажном носителе, выписывается и заполняется квитанция.  Делается копия постановления и выдается человеку на руки. В конце своего дежурного дня сотрудник дорожно-патрульной полиции сдает пачку вот таких протоколов в административную часть и здесь начинается самое интересное. Все, что более 300 экипажей, курсирующих по городу Алматы, составили за день 20 работников административный части (а каждый экипаж составляет таковых до 15-ти в день) начинают переводить в электронный вид и заносить в базу данных МВД. На это уйдет до 3-х дней. А еще есть сортировка, формирование дела, передача на рассмотрение должностному лицу или в суд и т.д. т.д. В итоге на оформление протокола уходит около часа, а, чтобы привести постановление в исполнение почти 25 дней. В итоге это 65 действий, в которых задействовано 8 человек. Огромные временные и человеческие ресурсы! Лабиринт! И для чиновников, и для граждан. Новый же административный процесс, как я говорил выше, – это 7 кликов и 2 человека и, конечно, в этой формуле главная часть – комфорт гражданина и так попавшего в неприятную ситуацию…

Кто разрабатывал программный продукт и дорого ли это стоило?

- Наш Комитет пишет эти программы самостоятельно. Никаких других ресурсов из бюджета мы не привлекали – не было необходимости брать у государства деньги на разработку данной программы.  И потом у нас есть еще ряд интересных разработок: и для представителей малого и среднего бизнеса – это продукт Qamqor (карманный помощник для каждого предпринимателя на случай проверки компании), и новый проект Е-уголовное дело.  В реализации и внедрении проекта перехода ДВД г. Алматы на планшеты нас поддержал акимат города Алматы и лично аким Бауыржан Байбек.

Беседовала Татьяна Бирюкова

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить