Почему чиновники не меняют систему проверок?

4600

В июне 2022 года премьер-министр Алихан Смаилов указал на совещании членам правительства на то, что министерства, которые занимаются проверками бизнеса, обязаны перейти на так называемые системы управления рисками - СУР

ФОТО: архив пресс-службы

Глава правительства даже напомнил министрам об их персональной за это ответственности.

Системы управления рисками – это автоматизированные IT-платформы, которые радикально меняют сам подход к взаимоотношениям государства и бизнеса. Если обычно решение о проверке принимается чиновником и из-за фактора субъективности велик риск произвола с его стороны, то при использовании СУРа каждому юрлицу или ИП присваивается рейтинг, который, в зависимости от поведения, меняется. Только в том случае, когда система указывает на высокую вероятность нарушения, чиновники идут к предпринимателям с проверками.

Вопрос об использовании СУРов начал подниматься в Казахстане еще в середине прошлого десятилетия. В 2017 году тогда заместитель председателя правления нацпалаты предпринимателей «Атамекен», а сейчас бизнес-омбудсмен Рустам Журсунов говорил: «Для начала предлагаем взять наиболее проблемные сферы – СЭС, пожарный, налоговый, таможенный, экологический и земельный контроль. Конечной целью работы должна стать полная автоматизация системы, когда она сама, без участия чиновника, будет определять объект проверки».

Однако развитие в эту сторону идет крайне медленно. В мае этого года, то есть спустя пять лет, на встрече президента страны Касым-Жомарта Токаева с представителями отечественного бизнеса уже другой заместитель председателя «Атамекена» Ербол Устемиров поднял все тот же вопрос: «Если говорить про контролирующие государственные органы, в целом система проверок должна основываться на системе управления рисками. В передовых странах мира на основании системы управления рисками автоматически назначаются 90-95% проверок. К сожалению, в Казахстане эта цифра составляет всего лишь 27%. У нас в основном идут проверки по жалобам, автоматического назначения нет».

Больше всего вопросов к Министерству чрезвычайных ситуаций, в ведении которого находятся пожарные; к акиматам, органы которых занимаются санитарно-эпидемиологическим контролем и земельными отношениями; к Министерству экологии, геологии и природных ресурсов.

Похоже, единственным госорганом, где в полную силу заработала система управления рисками, является Комитет госдоходов Минфина. ИС СУР была внедрена здесь несколько лет назад, и результаты удовлетворили всех – и бизнес, и самих чиновников. Страхи относительно того, что после перехода на IT-систему никакого контроля не останется, оказались абсолютно беспочвенными. На брифинге в Службе центральных коммуникаций при президенте РК заместитель председателя КГД Жайдар Инкербаев сообщал в сентябре 2021 года, что налогов и таможенных сборов после внедрения системы было собрано за год работы на 132,9 млрд тенге больше. «С использованием системы мы категорируем налогоплательщиков, формируем планы проверок, выявляем налоговые и таможенные риски для камерального контроля, а также путем аналитики больших данных и интеллектуального анализа выявляем фирмы-однодневки и блокируем выписку счетов-фактур таких фирм», - рассказывал тогда представитель КГД МФ.

При этом количество ежегодных поверок со стороны Комитета госдоходов уменьшилось больше чем в два с половиной раза. Каким же образом тогда удалось настолько поднять показатели? Система управления рисками перерабатывает массу исторических данных и обучается на них. При этом созданы модели недобросовестного поведения, которые системой выявляются и указывают инспекторам на подозрительные случаи. В результате чиновники находят теперь при проверках нарушения в три раза чаще, чем до внедрения, а среднее доначисление налогов при каждой проверке выросло на 43%. Иными словами, чиновники стали работать эффективнее потому, что благодаря ИС СУР они четче и быстрее выявляют именно лжепредпринимателей и реальных нарушителей. Добросовестные же предприниматели больше не отвлекаются на неправомерные проверки.

В КГД система была сделана на деньги Всемирного банка в рамках проекта реформирования систем налогового администрирования. Для ее создания комитет привлек отечественную компанию Prime Source, которая успешно прошла все процедуры Всемирного банка и выиграла конкурс.

«Мы строим подобные системы с категорированием клиентов уже второй десяток лет, - говорит директор Prime Source Евгений Щербинин. - Это комплаенс-системы, кредитные конвейеры, системы по борьбе с отмыванием преступных доходов и финансированию терроризма, которые работают почти во всех казахстанских банках. Опыт построения систем накоплен огромный. Больше четырехсот программистов, аналитиков, менеджеров проектов у нас в штате. Поэтому нам требуется всего три-четыре месяца, чтобы ввести СУР в эксплуатацию. Так что мы предлагаем министерствам обращаться к нам как разработчику, чтобы быстро запускать системы и облегчать тем самым жизнь и себе, и бизнесу, как это уже сделали в Комитете госдоходов».

Рудольф Куницын

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить