По внешности – судят

8451

Почему хороший дизайн так важен в современном мире

ФОТО: Саят Сатыбалдиев

Алматинка Сати Ташиба не планировала работать в сфере дизайна, хотя к изобразительным искусствам ее тянуло всегда. Ребенком училась в художественной школе «Умай», считает, что это дало толчок ее творческому воображению. «У нас были очень хорошие преподаватели по истории искусств, истории дизайна. Как использовать форму, цвет, откуда брать идеи», – вспоминает собеседница.

Увлекшись визуальной культурой, Сати отправилась учиться в Алматинский колледж новых технологий на специальность фешен-дизайнера и конструктора одежды. Однако довольно скоро поняла, что совсем не любит шить. «Все технические моменты, связанные с модой, меня крайне раздражали», – смеется девушка. В процессе учебы студенты колледжа также занимались графическим дизайном: создавали буклеты к своим коллекциям и прочую визуальную продукцию. В какой-то момент Сати осознала – именно это ей по душе. Поэтому, окончив колледж, поступила в Алматинский технологический университет, чтобы выучиться на графического дизайнера.

Еще во время учебы в вузе Сати начала работать по специальности. В итоге за четыре года бакалавриата, приправленного практическим опытом, изучила графический дизайн так досконально, что… потеряла интерес к этой сфере. «Мне стало скучно», – разводит руками собеседница. На ее счастье, именно тогда в Казахстане стал набирать популярность веб-дизайн, и девушка тут же устремилась в новую для себя область. Там, как оказалось, ей было чему учиться.

Эволюция дизайна

Дизайн – обширная сфера, полная нюансов. Несмотря на общую основу – графику, композицию, психологию цвета и прочее, – разные области дизайна имеют свои особенности. «У человека такая психология, что он воспринимает все одинаково (в данном случае Сати имеет в виду визуальную информацию. – Прим. авт.). Но в технической части дизайн бывает очень разным», – объясняет собеседница. На ее взгляд, веб-дизайн гораздо сложнее графического, так как полон различных технических ограничений и спецификаций. К примеру, при использовании любого, даже самого обычного шрифта необходимо учитывать, как он будет выглядеть в различных браузерах и на различных девайсах.

Скорость развития технологий в диджитал-дизайне такова, что профессионалам нужно все время обучаться и переобучаться. Уже несколько лет дизайнеры во всем мире активно обсуждают алгоритмический дизайн – это набор инструментов, которые помогают упростить построение интерфейса, работу с графикой и контентом, а также персонализировать конечный продукт. Цель подобных технологий – облегчить рутинную работу специалистов. Однако их внедрение совсем не значит, что дизайнеры станут менее загруженными. Скорее фокус их внимания сместится на решение других задач. «Каждый раз нужно учить, читать что-то новое, следить за новостями дизайна, – рассказывает Сати. – Это достаточно сложно физически: все запоминать и держать в голове».

Сегодня большинство цифрового дизайна сосредоточено на так называемом user-friendly experience. Главная задача такого дизайна – это поиск решений, оптимальных с точки зрения пользовательского опыта. Здесь правит бал обычный потребитель, а не заказчик. Именно ориентир на потребности и отзывы пользователя – главный тренд. «Пользователь должен быть включен в процесс дизайна с самого начала, – говорит Сати. – Многие компании совершают ошибку: сначала делают дизайн, а потом тестируют его на потребителях. User-friendly design – о том, чтобы пользователь сам определял, в каком направлении должен двигаться продуктовый дизайн».

Простота и доходчивость

У Сати довольно богатый опыт в области user-friendly design. В берлинской компании fromAtoB – сервиса по поиску оптимального маршрута путешествия и бронированию билетов – она отвечала за разработку дизайн-системы и оформление сайта и мобильных приложений. fromAtoB – ветеран по меркам рынка стартапов, существует с 2008 года. Сайт сервиса, его приложения для разных платформ запускались в разное время, поэтому дизайн был несколько разрозненным. Кроме того, из-за солидного возраста ряд функций казался пользователям несколько устарелым. Задачей Сати, которая была приглашена в компанию в 2019 году, было исправить ситуацию.

Она начала с систематизации дизайна. Избавилась от ненужных элементов и унифицировала визуальную подачу на разных платформах. По словам собеседницы, она постаралась добавить в новый дизайн «свежести и уникальности». «Вы знаете, наверное, что агрегаторы (в каком-то смысле именно им является сервис fromAtoB. – Прим. авт.) очень перегружены информацией. У пользователя разбегаются глаза, и он не может понять, в какую точку смотреть, – рассказывает Сати. – В новом дизайне я стремилась достичь легкости восприятия: он разгруженный, простой и понятный».

Результатом работы своей команды Сати захотелось поделиться с международным сообществом профессионалов. Они подали заявки на различные конкурсы в области дизайна и, к удивлению девушки, выиграли шесть дизайн-наград в 14 категориях. В их числе – престижная премия Red Dot Design Awards.

Как в танке

Ко времени начала работы в fromAtoB у Сати за плечами был пятилетний опыт пребывания в знаменитой белорусской Wargaming, занимающейся разработкой компьютерных игр. Один из самых главных хитов компании – World of Tanks, над которым довелось поработать и Сати. Она не задавалась целью попасть в эту компанию – рекрутеры сами вышли на Сати, которая тогда занималась дизайном в Алматы, сотрудничая с Saks Fifth Avenue и другими крупными брендами. Белорусам, по словам собеседницы, понравился ее подход к дизайну: выполняя тестовое задание, она постаралась сделать что-то уникальное. Это «зацепило» представителей Wargaming, и спустя некоторое время девушка переехала в Минск.

ФОТО: Саят Сатыбалдиев

Сати занималась двумя направлениями: разрабатывала глобальное меню всех сайтов компании и работала над дизайном игры для мобильных приложений. Ей особенно запомнился проект Rise of Continents – глобальное состязание игроков в World of Tanks в режиме реального времени. Сати в составе международной команды нужно было в сжатые сроки с нуля разработать дизайн сайта. В процессе принимали участие специалисты трех континентов, разделенные на четыре команды. «Результат оказался классным», – улыбается собеседница. Команда проекта впоследствии получила признание в главной социальной сети для дизайнеров Behance, получив отметку Featured («Представлены») в Галерее членов Американского института графических искусств (AIGA Member Gallery).

Местная тусовка

Этим летом Сати с мужем и дочерью перебралась в Сан-Франциско. Это была давняя мечта – поработать в США, на родине современной диджитал-индустрии. По словам собеседницы, интересных вакансий в Америке на порядок больше, чем даже в развитой Германии. «Причем в Германии большинство вакансий – стандартные. А здесь более технологичные продукты, типа летающего такси. То, чего нигде на планете больше не встретишь», – говорит Сати.

Она очень активна в интернете, где вот уже третий год ведет свой блог: дает советы начинающим дизайнерам и вообще молодым профессионалам, которые ищут новых возможностей. «На удивление, блог очень удачно «зашел» другим дизайнерам. Люди уже узнают меня. Например, в прошлом году сайт Medium (платформа для социальной журналистики. – Прим. авт.) назвал меня top writer в индустрии дизайна», – не без гордости рассказывает Сати.

С 2018 года она входит в жюри Awwwards, престижной международной премии в области веб-дизайна и онлайн-разработок. Кроме того, в прошлом году в сотрудничестве с коллегами Алмасом Туякбаевым и Камиллой Рейхель основала образовательный проект Design Lab Almaty. Его цель – создание сообщества дизайнеров в южной столице Казахстана. В прошлом году под эгидой проекта прошла одноименная конференция, которую посетило более 200 участников – профессиональных и начинающих дизайнеров. Среди спикеров были представители Kolesa.kz, Halyk Bank и других ведущих компаний. Организаторам удалось привезти авторитетного в дизайнерских кругах эксперта Александра Ненашева, основателя pdupd.co и преподавателя Британской высшей школы дизайна, который провел воркшоп.

«Мы хотели бы устраивать подобные мероприятия в будущем, возможно, даже в регионах страны, – говорит Сати. – Пока сложно представить, как это сделать. Но мы создали канал, где ребята, которым не удалось приехать на конференцию в Алматы, могли послушать спикеров. В этом году, к сожалению, конференции помешали коронавирус и мой переезд в Америку. Мы думаем и над тем, чтобы преобразовать Design Lab Almaty в курс или в дизайн-школу. Сделать проект бесплатным или недорогим для участников».

Невидимый дизайн

Размышляя о роли дизайна в современном мире, Сати вспоминает историю создания компьютеров. Первые модели вычислительных машин были громоздкими и не­удобными в пользовании. Постепенно компьютеры стали проникать в повседневную жизнь, но дизайн – как внешний, так и программный – оставлял желать лучшего, ведь основную роль в разработке продуктов играли программисты. «Неудобство девайсов и старых сайтов заставляло пользователей и предпринимателей терять много времени и денег, – говорит собеседница. – Когда пришла эра Apple, бизнес стал понимать, что дизайн очень важен для потребителей и для продвижения. Представляете, сколько времени раньше уходило на то, чтобы перемотать пленку в плеере? А теперь все очень просто и быстро».

По мнению Сати, следующий поворот в дизайне произойдет, когда в повседневную жизнь основательно проникнет дополненная реальность. Связь между цифровым и реальным миром будет стираться, и на первый план выйдет дизайн, которого не видно. «Чтобы человек заходил на сайт и даже не думал, куда нажать, а просто делал это. Как говорят среди дизайнеров, «хороший дизайн – это когда нет дизайна», – смеется собеседница.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить