Пир на весь мир

21874

Как перевести той-бизнес в «цифру»

ФОТО: © Depositphotos.com/Kinderkz

На сцену студенческого Клуба веселых и находчивых Жандос Турсумбаев впервые вышел в родном Семее, там же попробовал себя в роли ведущего мероприятий. Для молодого геофизика, специалиста в области разведки нефти, газа и полезных ископаемых, процесс работы над шутками и забавными сценками не закончился вместе с получением диплома – хобби стало основным делом жизни. Переехав в Алматы, он более пяти лет проработал на телевидении, сотрудничал с Нурланом Коянбаевым, вел собственный проект на одном из республиканских телеканалов, в 2014 году основал компанию «ХАК продакшн», не оставляя при этом амплуа ведущего.

Чужие здесь не ходят

В один момент Турсумбаев решил перебраться в столицу, не отказавшись, впрочем, от алматинской части бизнеса, где остались преданные заказчики. Работа на два города изматывала, хотелось получать больше заказов в Нур-Султане. Но столичный рынок был поделен между местными исполнителями, работа велась исключительно через посредников, так что найти свободную нишу, не имея связей и влияния, оказалось практически невозможно. Тогда он подумал, что в век интернета технологии могут работать во благо даже такой консервативной сферы, как той-бизнес.

Как утверждает 29-летний предприниматель, имеющий за плечами более десятка лет работы в этой индустрии и изнутри знающий все подводные камни, уникальный по своим масштабам казахстанский той-бизнес представляет собой миллиардный рынок, который имеет дело исключительно с наличными деньгами и до сих пор практически не оцифрован. Планируя торжество, люди нередко ищут ведущих и артистов в интернете, но максимум на что они могут ориентироваться в своих поисках – личный сайт или аккаунт в инстаграме. Еще одна сложность обусловлена большими затратами времени: нужно найти контакты исполнителя, связаться с ним, получить предложение с расценками и график со свободными датами. Если предложение не соответствует запросам, приходится начинать все сначала. «В принципе, я мог заказать продукт, ориентированный только на себя, но подумал, что неплохо было бы создать приложение, которое упростило бы для заказчика процесс организации торжества и помогло бы максимально автоматизировать бизнес», – рассказывает собеседник.

За реализацию проекта ToiDriver он взялся вместе с партнером, отвечавшим за финансовую часть, также к разработке были привлечены местные программисты. Выбор в пользу отечественных кадров Турсумбаев объясняет двумя причинами: во-первых, индустрия организации праздников динамично меняется и уследить за этими переменами людям, работающим на аутсорсе из-за границы, очень непросто. Во-вторых, выходцам из России, Украины или Беларуси, к которым казахстанцы часто обращаются за помощью в разработке приложений, не столь понятны размах и нюансы той-бизнеса по-казахски.

Механизм работы ToiDriver выглядит просто: заказчику, для которого пользование приложением бесплатно, достаточно указать, что за мероприятие он планирует провести, сколько гостей ожидается, каковы особые пожелания, и отправить заявку, которую в течение пары секунд получают артисты и рестораны, подключенные к базе данных. После этого клиенту поступает предложение с ценами, причем только от ресторанов и исполнителей, свободных на интересующую дату и соответствующих требованиям. Более подробная анкета дает доступ к фото, видео, рейтингам, отзывам, которые помогут окончательно определиться с выбором.

Качество базы

«По аналогичной модели не работает никто, за исключением, пожалуй, InDriver, но там цену предлагает клиент, потому что знает, в какую примерно сумму обошлась бы поездка на такси. В ToiDriver цены озвучивают артисты, потому что, во-первых, клиент их не знает, а во-вторых, разброс может оказаться очень большим. Свадьбу на 350 человек можно организовать и за 150–200 тыс. тенге, и за 3 млн, и больше», – объясняет предприниматель.

Приложение не исключает услуг посредников полностью: некоторые заказчики согласны заплатить больше, чтобы доверить подготовку торжества профессио­налам и получить мероприятие, проведенное «на уровне». Такая модель работает на дорогих чеках. Если же потолок бюджета составляет около 700 тыс. тенге, то клиент пытается обойтись своими силами.

По словам собеседника, с момента запуска в 2017 году в проект инвестировано более $120 тыс. Первое время больших затрат требовала реклама, приходилось устранять баги, зато теперь ToiDriver приносит прибыль. Ежемесячная подписка стоит для ведущего или исполнителя 20 тыс. тенге, для ресторана – 50 тыс.

«Вероятнее всего, деньги, привлеченные во втором и третьем инвестиционных раундах, пойдут на продвижение за рубеж. В конце концов, на то мы и ИТ-продукт, чтобы не ограничиваться рамками одной страны», - заявляет жандос.
ФОТО: Назгуль Бажаева
«Вероятнее всего, деньги, привлеченные во втором и третьем инвестиционных раундах, пойдут на продвижение за рубеж. В конце концов, на то мы и ИТ-продукт, чтобы не ограничиваться рамками одной страны», - заявляет жандос.

«На первых порах мы не работали с ресторанами, привлечь же исполнителей и ведущих было нетрудно – слухи в артистической среде расходятся быстро. Другое дело, что отсутствие платы за подписку не пошло на пользу. Мы очень быстро набрали большую базу, но столкнулись с проблемой демпинга со стороны молодежи. Топовые ведущие не могли получить хороший заказ, который за бесценок уходил к вчерашним выпускникам театральных вузов. После введения платной подписки ребята, не понимающие, что за рекламу надо платить, отключились. База сократилась, зато ее качество выросло. При этом мы не продаем кота в мешке: если человек еще не решил, нужен ли ему ToiDriver, он может посмотреть, как работает приложение, оценить поступающие заказы, а доступ к контактам получить после оплаты», – говорит Турсумбаев.

Привлечение заведений общественного питания оказалось более сложной задачей – рестораны не привыкли платить за что-то, на первый взгляд не приносящее быстрой материальной отдачи. Еще один проблемный момент в развитии проекта был связан с внедрением безналичной оплаты в индустрии, где до сих пор оперируют только наличными. Но ToiDriver создавался ради автоматизации той-бизнеса, так что это даже не обсуждалось.

На сегодня в базе проекта 13 740 артистов, но регулярно оплачивают подписку 147 исполнителей и ведущих, 51 ресторан. Среди известных медийных персон, зарегистрированных в приложении, – актер Роман Альманский, актер Рустем Омаров (сериал «Патруль»), певец Айкын Толепберген, игроки КВН и ведущие Ярослав Мелехин, Дидар Джексеков, Данияр Алшинов.

В приложении также формируются «черные списки» заказчиков и исполнителей. В первый попадают фейковые заявки и те, в которых были установлены заведомо неадекватные цены. Что касается артистов, то они попадают «в бан», если, договорившись с клиентом, не отработали мероприятие, что было подтверждено историей заказа.

Индийские горизонты

Как отмечает Турсумбаев, наблюдается увеличение числа пользователей, повторно организующих мероприятия через ToiDriver: «На самом деле перечень торжеств, для проведения которых человек может прибегнуть к помощи нашей площадки, не так велик. Как правило, это свадьбы, кыз узату, новогодние корпоративы, юбилеи, в последнее время все чаще заказывают ведущих на тусау кесер. Мы узнали, что такие заказы достаточно часто поступают от молодых родителей, которые в свое время организовывали свадьбу на ToiDriver».

В среднем, прибегнув к организации торжества через приложение, по оценкам собеседника, заказчик может сэкономить примерно 300–400 тыс. тенге. Более точные цифры зависят от размера чека конкретного ведущего или исполнителя, оценить который зачастую непросто из-за неоцифрованности рынка. В целом на платформе ToiDriver средний чек за шоу-программу составляет 630 тыс. тенге, за ресторан – 2 млн.

Как отмечает Турсумбаев, для артистов и ресторанов главное достоинство приложения заключается в возможности выбрать клиента и таким образом получить более маржинальный заказ, а также экономия времени через детализацию. Как исполнитель, так и ресторан могут «на берегу» определиться, интересен ли им заказчик, и выбрать более маржинальное предложение. Администрация ресторана может быть уверена, что клиент, заранее изучивший фотографии, меню и отзывы, не уйдет в другое заведение. Для заказчика же важно исключить неприятные ценовые сюрпризы. «В артистической среде есть свои подводные камни. Классический пример – посредники, которые говорят, что берут за свои услуги 10%, а по факту – больше. На своем опыте знаю, что когда мои услуги ведущего стоили 150 тыс., клиенту они обходились в 250 тыс. Отдельно берется процент за танцы, живую музыку, фотографа, оформление сцены. После того как посредник возьмет проценты за всех участников торжества, чек может вырасти как минимум вдвое», – делится профессиональными нюансами Турсумбаев.

Основная пользовательская аудитория ToiDriver сосредоточена в Нур-Султане, где базируется команда. Год назад началась успешная экспансия в Алматы, где, как ни удивительно, в отличие от столицы, более востребованы ведущие программ на казахском языке. Вскоре появится и казахскоязычная версия самого приложения. А вот развивать бизнес в других регионах, в том числе на юге, известном любовью к пышным торжествам, разработчики не планируют. «Изучив рынок Шымкента и Южного Казахстана, мы поняли, что там люди больше доверяют сарафанному радио и запросов в интернете на те услуги, которые предлагаем мы, не так много. К тому же туда нужно заходить с большими деньгами, чтобы привлечь «звезд», популярных в южном регионе, – рассказывает собеседник. – У нас есть предложения от инвесторов, с двумя из которых достигнуты предварительные договоренности. В случае привлечения средств сначала мы намерены усилить позиции в Казахстане, закрепиться в Алматы, а затем оценим, на какой рынок предпочтительнее выходить при сопоставимых затратах – в южный регион страны или за рубеж».

Говоря о зарубежных рынках, Турсумбаев имеет в виду в первую очередь… Индию, где, так же как у нас, любят пышные торжества: берут кредиты на свадьбы, дарят дорогие подарки, существует огромный рынок праздничной одежды и нацио­нальных «фишек», например рисунков хной. Подобно казахстанскому той-бизнесу, рынок организации праздников в Индии пока не охвачен цифровыми технологиями в современном понимании этого термина.

«Вероятнее всего, деньги, привлеченные во втором и третьем инвестиционных раундах, пойдут на продвижение за рубеж. В конце концов, на то мы и ИТ-продукт, чтобы не ограничиваться рамками одной страны. В любом случае к процессу нужно подходить ответственно и вдумчиво: действовать наскоком не позволяет опыт», – подчеркивает Турсумбаев.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить