Пионеры цифры

14262

Олжас Тохтаров – о том, как Банк Астаны меняет рынок скоростью, простотой и технологиями

Фото: Андрей Лунин

Сегодня традиционные банки трансформируются в финтех-компании – это не простая дань моде, а требование клиентов, которые давно уже живут в новой «мобильной реальности». Современный клиент банка желает получить любую услугу немедленно и в полном объеме. Требование «сходить в отделение, написать заявление» уже неприемлемо для современного потребителя финансовых услуг, который набирает все большую мобильность – сегодня он у вас, но вот он расстроен и регистрируется уже у вашего прямого конкурента.

Казахстанские банкиры осознали, что в борьбе за клиента нужно предлагать рынку не только лучшие цены, но и первоклассный сервис. При этом кто-то уже давно принял новые стратегии и развернулся к потребителю лицом, а кто-то только собирается это делать. Пионером мобильного банкинга в Казахстане стал Банк Астаны, который уместил обычное отделение в смартфон. О том, куда сегодня движется это кредитное учреждение, рассказывает председатель совета директоров АО «Банк Астаны» Олжас Тохтаров.

– Олжас Танирбергенович, успехи некоторых банкиров в цифровом банкинге заканчиваются на уровне деклараций о намерениях, мол, у нас будет «мобильность», «финтех» и другие модные термины. Банк Астаны является одним из признанных «цифровых» лидеров в Казахстане. Расскажите, пожалуйста, кто ваш клиент и откуда он к вам приходит.

– Прошлый год для нас был очень успешным – с началом реализации нашей новой стратегии мы выпустили больше 155 тыс. карт. В среднем мы эмитируем несколько десятков тысяч карт в квартал. Я считаю, что для нового банка, который недавно вышел в этот сегмент финансового рынка, это достижение. При этом до 70% клиентов мы получаем из интернета, то есть именно из того сегмента, на который мы ориентируемся. Это говорит о том, что мы выбрали правильную стратегию и целевого клиента: молодая прогрессивная аудитория, которая ценит время и уникальный сервис. О наших успехах говорят цифры: по итогам 2016 года прирост числа пользователей нашего банка составил 426%!

Мы ценим всех своих клиентов, поэтому диверсифицируем продукты, адаптируя их под каждую ­аудиторию: мы выпустили «розовые» карты специально для женщин – Gold Ladies Card, которые наполнены определенным смыслом. Помимо различных выгодных предложений для женщин (повышенный cash-back, скидки и другое), 0,7% от потраченной суммы на покупки безналичным способом Банк Астаны направляет в Фонд женского лидерства. Фонд проводит обучающие конференции в пяти городах Казахстана и ставит своей целью обучить минимум 500 женщин основам ведения бизнеса. Делает это банк на собственные средства.

– Кобрендинг является перспективным направлением в развитии цифровых кросс-продаж. Какие проекты вы реализовали еще?

– Мы не остановились на выпуске «розовых» карт для женщин и пытаемся охватить всю перспективную для нас аудиторию. К примеру, мы выпускаем серию лимитированных карт с таким мировым гигантом, как DC Comics, – все знают Бэтмена, Супермена и Джокера. Поклонники батальных онлайн-игр уже оценили наш совместный продукт с Wargaming: особые карты для World of Tanks, World of Warships и World of Warplanes. Специально для путешественников мы выпускаем кобрендинговую карту MasterCard с онлайн-порталом Aviata.kz. Эта карта дает привилегии и дополнительную выгоду при бронировании гостиниц и авиабилетов. Для детей 7–16 лет мы эмитируем карты с дизайном популярной игры и мультфильма Angry Birds от Rovio.

Кстати, для детей у нас есть не просто карты, а целая платформа kidcard.kz, с личными кабинетами, где взаимодействуют родители и дети. Процесс взаимодействия выглядит следующим образом: родитель оставляет своему ребенку какое-то задание, определяет срок его выполнения и назначает за это определенную символическую плату. Ребенок получает уведомление о том, что ему назначена задача, выполняет ее и получает свои первые заработанные деньги. Считаю, что это хороший метод приучить своего ребенка к труду, научить его азам финансовой грамотности. В этом процессе учитывается фактор безопасности: на обналичивание денег устанавливаются лимиты; есть запрет на покупки на определенных сайтах. Если посмотреть на кейс со стороны бизнеса, то мы первый банк Казахстана, который начал обслуживать детей!

– Каким для вас был прошлый год?

– Год не был простым. В целом весь рынок БВУ столкнулся с проблемой ликвидности в 2016 году, конечно, в определенной степени это коснулось и нас. Однако запас прочности в банке был достаточным, что создало условия для запуска и успешного масштабирования наших локомотивных продуктов – дебетных и кредитных карт.

– А если остановиться на основных показателях деятельности банка?

– На 1 января 2017 года наши активы составили 363,6 млрд тенге, увеличившись с начала 2016 года на 62%. Важнейший показатель – рост кредитного портфеля на 51 млрд тенге, до 183,2 млрд тенге. Объем депозитов также увеличился на 150,5 млрд тенге и вырос до 295,7 млрд. Чистая не аудированная прибыль банка по итогам года – 1,7 млрд тенге. Кстати, банк по отношению доли ликвидных активов к активам и обязательствам является одним из самых ликвидных на нашем рынке.

– Цифровой банкинг сегодня – это фактически уже сервисная компания. Банк является проводником услуг сторонних организаций: комиссионный доход и персональные предложения – новый тренд на банковском рынке Казахстана. Какие успехи в этом направлении?

– Мы развили партнерскую сеть до 700 компаний по Казахстану в рамках системы лояльности, построили с нуля контактный центр. Кроме этого, в прошлом году банк получил статус полноправного члена международной платежной системы MasterCard Worldwide; также запустил сеть банкоматов и платежных терминалов; осуществил запуск беспинового выпуска карт – назначение ПИНа производится на специальной странице интернет-сайта банка. К тому же все операции с основными валютами вы можете производить онлайн – Банк Астаны предлагает мультивалютные карты с пятью валютами: тенге, доллар, евро, рубль и британский фунт. Поверьте, это очень удобно!

В мобильном банке можно абсолютно бесплатно совершить более 100 популярных платежей, проводить внутрибанковские переводы и совершать переводы с карты на карту любого банка Казахстана, в том числе между разными платежными системами.

Необходимо отметить, что повышена безопасность карт – теперь клиент может онлайн управлять своими лимитами, СМС-информированием, блокированием.

– Не секрет, что основным источником фондирования казахстанских банков остается внутренний рынок. Логично предположить, что Банк Астаны будет усиливаться именно на отечественном рынке?

– Мы сейчас полным ходом идем к окончательной диджитализации нашего банка и хотим через несколько лет войти в топ-10 казахстанских банков по уровню и качеству обслуживания клиентов. Для этого нам будут необходимы качественные карточные продукты и развитые дистанционные каналы.

Если посмотреть глобально на динамику роста банка, то мы двигаемся в двух направлениях: классический банкинг с развитой региональной сетью и современный цифровой банк с дистанционными каналами. На сегодняшний день мы открыли восемь филиалов и 11 региональных отделений и будем увеличивать свое территориальное присутствие в двух-трех новых регионах.

– Как лидер казахстанской банковской диджитализации можете предположить, куда двинется рынок в целом?

– Банки будут больше концентрировать свои усилия на развитии технологий и на получении непроцентных комиссионных доходов. Также на конъюнктуру рынка будут оказывать влияние три основных фактора трансформации клиентского сервиса: скорость, простота и технологии.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить