Перуашев: Мы проедаем деньги ещё не родившихся поколений

20 октября депутат выступил по проекту республиканского бюджета на 2022-2024 годы

Азат Перуашев
ФОТО: parlam.kz
Азат Перуашев

- Фракция демпартии «Ак жол» обращает внимание, что прогнозируемый рост доходов бюджета до 2024 года, без учета трансфертов, на 97% планируется обеспечить за счёт налоговых поступлений. Увеличение поступлений планируется в основном за счёт «улучшения», а называя вещи своими именами - ужесточения налогового администрирования. На практике это зачастую приводит к повторному налогообложению добросовестного бизнеса. В последние годы в почте депутатов фракции «Ак жол» такие обращения предпринимателей о произвольном толковании налоговиками своих полномочий при попустительстве судов стали практически ежедневными. Избыточное давление фискальных органов на бизнес, аресты счетов, доведение до банкротства ещё вчера успешно работавших предприятий, запугивания предпринимателей и уголовные дела на них представляют угрозу деловому климату даже сегодня. Бизнес становится опасным занятием не только для инвестиций, но и для свободы и здоровья предпринимателей. А намерение госорганов ужесточить эту практику вызывает серьёзные опасения. Мы убедительно просим правительство, органы прокуратуры и особенно судебные инстанции не словами, а практическими шагами развеять такие опасения и доказать обратное, - заявил Азат Перуашев.

По его оценкам, в налоговых поступлениях значительная доля (44%) приходится на НДС, причём уже на следующий год заложен прогноз роста НДС более 23%. При этом увеличение поступлений по этому виду налогов ожидается за счет роста ВВП, увеличения импорта и «улучшения администрирования». А вот суммы возврата по НДС предприятиям на все годы планируются на одном и том же уровне - 720 млрд тенге.

- Но что такое возврат НДС? Это форма поддержки экспорта отечественной продукции. Сохранение его на одном уровне означает, что правительство не планирует роста казахстанского экспорта, - говорит депутат. - Это в корне противоречит политике глобальной конкурентоспособности Казахстана. В нынешнем послании президента ставилась задача к 2025 году увеличить экспорт обрабатывающей промышленности в 1,5 раза. И где эти 1,5 раза, или 50% роста? Судя по возврату НДС - их в прогнозе бюджета просто нет.

По мнению мажилисмена, если налоги служат фактически единственным источником бюджета, то нужны меры по расширению налогооблагаемой базы, повышению оборотов и доходности предприятий, использованию не только фискальной, но и стимулирующей роли налогов.

Проект бюджета предусматривает сокращение неналоговых поступлений до 211 млрд тенге, что объясняется снижением доходов от реализации госматрезерва. При этом не учитывается, что в неналоговые поступления входят и дивиденды на госпакеты акций в квазигосударственном секторе. И эта статья должна быть спрогнозирована со значительным ростом, так как с 2020 года правительство обязало квазигоспредприятия направлять не менее 70% прибыли на выплату дивидендов государству.

Однако вместо этого, при прогнозируемых чистых доходах квазигоссектора в 2022 году в размере 523 млрд тенге, сумма дивидендов запланирована в размере 109 млрд, или 21%. А в 2023 году, при прогнозе чистого дохода 1 трлн 623 млрд тенге, прогноз по дивидендам заложен в 25 млрд тенге, или вообще 1,5%.

- Вот где резервы доходов бюджета, вот где нужно правительству и фискалам проявлять свою принципиальность, а не добивать частные предприятия, - акцентирует внимание Перуашев.

По расходной части бюджета наблюдается ярко выраженный переток средств в социальную сферу, где с 2021 по 2024 увеличение составит 2,1 трлн тенге, с одновременным сокращением расходов на реальный сектор экономики на 1,7 трлн тенге.

- Такой подход вызывает вопросы с точки зрения восполняемости затраченных средств. Социальные затраты – это деньги в одну сторону, которые не генерируют обратного потока в доходную часть бюджета, - считает депутат. - Для того чтобы так резко (в 4 раза!) сокращать финансирование промышленности, АПК, строительства, «Дорожной карты бизнеса», «Экономики простых вещей» и т.д. – нужно быть уверенным, что реальный сектор в стране окреп настолько, что может производить доходность в самостоятельном режиме. Остаётся открытым вопрос, есть ли у правительства такая уверенность.

В то же время, продолжил Перуашев, из-за увеличения расходов на социальную сферу находящаяся в обращении денежная масса должна соответствовать товарной массе. Нарушение баланса денежной и товарной масс имеет неизбежным следствием инфляционные процессы. Кроме того, в условиях импортозависимости инфляция всегда дополняется ещё и девальвационными процессами, что сейчас и наблюдается в торговле с Россией, председатель Нацбанка недавно назвал это «импортом инфляции».

- Выход из этой ловушки, в которую наши чиновники попадают каждый год снова и снова, только один: развитие собственного производства потребительских товаров, на что и нацелена программа «Экономика простых вещей», - заявил Перуашев. - А правительство по этой программе и программе «Дорожная карта бизнеса», напротив, урезает 64 млрд тенге по уже запущенным проектам и закладывает увеличение импорта.

Далее он затронул тему Нацфонда.

- Демократическая партия «Ак жол» на протяжении десятка лет призывает ограничить слишком вольное обращение со средствами Нацфонда, - говорит депутат. - За первое полугодие текущего года поступления в Нацфонд сократились в три раза (по сравнению с аналогичным периодом 2020), хотя в нынешнем году цены на нефть бьют многолетние рекорды. По информации Счетного комитета, в первом полугодии текущего года, расходы из Нацфонда уже превысили поступления в него. Мы проедаем чужие деньги, деньги ещё не родившихся поколений своей страны.

Более того, в 2022 году накопления Нацфонда приблизятся к неснижаемому остатку - 30% к ВВП, а в 2023-2024 ожидается, что они выйдут и за эту черту.

- В представленном трехлетнем бюджете заложено поэтапное снижение сумм трансфертов из Нацфонда с 2 трлн 950 млрд тенге до 2 трлн 400 млрд тенге. Однако при ежегодных уточнениях бюджета эта сумма увеличивается почти вдвое (так, на 2021 год размер целевого трансферта был увеличен на 850 млрд тенге, хотя изначально в бюджете был утвержден 1 трлн тенге, - сообщил Азат Перуашев. - При этом в текущем году по результатам проверок Счетного комитета уже выявлено неэффективное использование бюджетных средств на целый триллион тенге. Уважаемые аудиторы и правоохранители, давайте уже не просто сажать, а, ну не знаю - руки отрубать, что ли, за такие дела. Образно говоря, конечно. Или не совсем образно. А прогноз выхода за рамки неснижаемого остатка Нацфонда – мы надеемся, что этот прогноз нужно воспринимать не как планы или «цель» правительства – а как трезвую и тревожную оценку текущих тенденций, которые необходимо не допустить.

Аналогичным образом хотелось бы воспринимать ситуацию с прогнозом государственного долга, который к 2024 году ожидается в размере почти 32% к ВВП вместо 27%, допустимых по Концепции бюджетной политики, сказал депутат. К 2026 году ожидается, что долг правительства сложится в два раза больше, чем был в 2020 году — с 16,6 трлн тенге до 32 трлн тенге. Обслуживание госдолга при лимите 15% от доходов бюджета вырастет с 22% в следующем году до 30% в 2024. В этой связи «Ак жол» считает необходимым пересмотреть нормативные документы, регулирующие управление средствами Национального фонда, а также порядок привлечения и погашения государственного долга.

Между тем «узким горлышком» для бизнеса остаётся недоступность и дороговизна кредитных ресурсов. Перуашев говорит, что его партия неоднократно настаивала и продолжает настаивать на необходимости снижения базовой ставки Нацбанка для понижения процентов в банках второго уровня и доступного финансирования бизнеса.

- Депутаты нашей фракции указывали, что неадекватно завышенная базовая ставка ведёт к нерентабельности собственного производства в Казахстане, увеличению импортозависимости и инфляционным процессам, что мы сегодня и наблюдаем, - говорит мажилисмен. - В ответ нам заявляют об ущемлении интересов владельцев депозитов – но в действительности сегодня банки распоряжаются не столько средствами с рынка, сколько государственными деньгами либо средствами квазигоспредприятий. И именно из-за неадекватных процентов суммы долгов по кредитам выходят за пределы разумного и приводят к рейдерским захватам предприятий, а семьи выбрасывают из единственного жилья вместе с малолетними детьми. Параллельно происходит подрыв платежеспособности заёмщиков среди предпринимателей. Не случайно сегодня банки переходят из кредитования реального сектора экономики к потребительским кредитам, кредитуя импорт и раскручивая инфляцию. Просто потому что в стране остаётся всё меньше бизнеса с необременённым имуществом и не имеющего проблем с погашением долга.

По данным Агентства по регулированию финансового рынка, на 1 сентября 2021 совокупные активы банков второго уровня составляют 35 трлн тенге, из которых на кредиты юрлицам, т.е. экономике, направлены 20,6% (или 7,2 трлн тенге), на кредиты физлицам – 26,3% (9,2 трлн тенге), а 53% активов банка размещены в ценных бумагах и не работают на экономику.

- Вот результат политики Нацбанка, когда банкам выгоднее больше половины активов держать в нотах, чем финансировать экономику и производство! - восклицает Перуашев

Проект бюджета предусматривает значительное снижение средств на поддержку бизнеса. Но даже при этом некоторые статьи вызывают у депутатов вопросы.

Например, из 742 млн тенге, выделенных Министерству торговли на продвижение экспорта, 223 млн тенге планируется потратить на так называемые консультационные услуги. Тогда как на реальную поддержку (такую как возмещение транспортных расходов), выделено лишь 442 млн тенге при имеющихся заявках от бизнеса на 3,7 млрд тенге.

Министерство нацэкономики собирается потратить более 1 млрд тенге на консультационное сопровождение и ТЭО проектов ГЧП, притом что таких проектов всего шесть. И ещё 1,5 млрд это же министерство хочет выплатить за 10 исследований.

- Я официально, от имени своей фракции, убедительно прошу правительство пересмотреть эти статьи расходов и перераспределить их на более актуальные цели и практическую помощь производству, - заявил Азат Перуашев. - Потому что тогда эти деньги ещё не раз вернутся в экономику и налогами, и рабочими местами, и теми же платежами по кредитам.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
23125 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить