Переносить или не переносить: что будет с VIP-терминалом алматинского аэропорта

В среду, 20 июля, в Алматы состоялись общественные слушания, посвященные судьбе культурно-исторического здания в воздушной гавани южной столицы

Рендер нового терминала алматинского аэропорта
ФОТО: архив пресс-службы
Рендер нового терминала алматинского аэропорта

Компания TAV Airports, выкупившая алматинский аэропорт в мае 2021 года, планирует построить новое здание терминала, которое будет обслуживать международные направления. Реализация нового проекта вместе с существующими инфраструктурными объектами (в том числе терминалом, который сегодня принимает как международные, так и внутренние рейсы - F) позволит алматинскому аэропорту обслуживать до 14 млн пассажиров в год. К настоящему моменту воздушная гавань Алматы, рассчитанная на обслуживание 3-4 млн человек в год, отправляет по различным маршрутам свыше 6,5 млн клиентов.

Общая стоимость проекта оценивается в $200 млн частных инвестиций, и ожидается, что строительство завершится в 2024 году. Все выглядит достаточно оптимистично: город получит фактически новый современный аэропорт, который обеспечит комфортное обслуживание вдвое большему числу пассажиров; авиационная отрасль республики – полноценный воздушно-транспортный хаб, способный принимать в том числе транзитные грузовые и пассажирские самолеты; не стоит забывать и об экономике – дополнительные налоговые отчисления в бюджет как города, так и республики, а также достаточно большое количество дополнительных рабочих мест. Но есть одно «но» – как быть со старым зданием алматинского аэропорта, которое было построено еще в 1936 году (правда, впоследствии неоднократно реставрировалось – в 1950-х, 70-х и уже в 2000-х годах), а ныне выполняет функции VIP-терминала и официально является памятником культурного наследия местного значения? Именно ему и были посвящены слушания, с участием представителей TAV Airports, экспертов, общественности Алматы и активистов.

Как отметил модератор встречи бизнесмен и издатель Forbes Kazakhstan Арманжан Байтасов, важно, что у жителей Алматы появилась возможность представить свое виденье того, каким должен быть архитектурно-культурный облик их города.

- Как говорится, если людей при первой встрече оценивают по одежке, то и первое знакомство с городом начинается с того, каким выглядит первое место пребывания, – в данном случае наш аэропорт. Это главные ворота южной столицы, и они должны быть достойной визитной карточкой города. Именно с аэропорта начинается знакомство с культурой и гостеприимством казахстанцев, - отметил бизнесмен.  

Согласно уже разработанному TAV Airports проекту, получившему необходимые экспертные заключения, есть два варианта. Первый - интегрировать старое здание аэропорта в строящийся терминал, сохранив все ключевые элементы конструкции: бельведер, центральную часть здания, витражи, декоративные элементы, как снаружи, так и внутри, но лишив строение обоих крыльев. Второе – перенести, предварительно разобрав, это здание на 450 м восточнее его нынешнего положения, постаравшись максимально сохранить его нынешний облик при сборке. Второй вариант вызовет дополнительные траты в размере около $4 млн.

- Для компании TAV в данной ситуации возникает не вопрос денег и дополнительных экономических затрат, а то, каким хотели бы видеть новый аэропорт горожане, - подчеркнула Юлия Аллахвердиева, координатор по экологическим и социальным вопросам TAV Airports. – Мы бы с большим удовольствием не стали бы трогать старое здание терминала, но просто физически мы никак не можем этого избежать – мы ограничены территориальным пространством. Со всех сторон алматинский аэропорт окружен уже имеющимися зданиями или инфраструктурными объектами, например гостиницей или авиаремонтным заводом. Поэтому для реализации нашего проекта для строительства полноразмерного терминала, который мог бы с комфортом обслуживать пассажиров, мы в настоящее время рассматриваем два варианта: либо перенос, либо интеграция VIP-терминала в новое здание. При этом мы готовы выслушать предложения активистов и экспертов, мнения и доводы которых мы примем к сведению при реализации этого проекта. Все предложения принимаются на нашем сайте до 4 августа, - сказала представитель компании.

В ходе обсуждения определились несколько главных вопросов: можно ли считать старый терминал аэропорта культурно-историческим памятником, можно ли его безболезненно интегрировать в новое здание терминала и можно ли избежать этого вообще.

По первому пункту одни эксперты считают, что старое здание терминала (если говорить в советских терминах, то здание аэровокзала) нельзя считать уникальным с точки зрения культурно-исторического наследия, поскольку оно «в общем-то является достаточно типовым примером советского строительства – схожие архитектурные сооружения возводились в разных городах Советского Союза, и не только при возведении аэропортов, но и при строительстве морских или даже речных вокзалов». Кроме того, старый терминал уже неоднократно реставрировался и давно утратил, по мнению выступавших, свой оригинальный исторический облик, в особенности после реконструкции в ХХI веке, сохранив лишь некоторые внешние, пусть и ключевые элементы.

Противники этого мнения считают, что Алматы, путем бездумного сноса старых зданий после лишения их статуса культурно-исторических памятников, теряет свои отличительные особенности, изюминку и оригинальные черты, и настаивают на том, что поскольку это здание все еще обладает этим статусом, то оно, согласно действующим законам РК, не может быть подвержено никаким изменениям.

- А раз есть законы, то их нужно соблюдать. И в таком случае здание не может быть ни перестроено, ни тем более перенесено, - подчеркнула одна из активисток.

Эксперты из архитектурно-строительного сообщества, в свою очередь, обратили внимание на то, что в мировой практике подобные исторические сооружения успешно интегрируются при строительстве новых аэропортов без каких-либо изменений. В качестве примеров были приведены аэропорты в Литве, Великобритании, Бельгии и Китае.

По их мнению, реализовать подобный проект можно и в Алматы, построив новое здание терминала позади старого, при этом добавив несколько дополнительных элементов в виде пандусов, прозрачной крыши и зеленых насаждений, чтобы старый терминал не терял ни своей функциональности, ни эстетической составляющей.

Едины все участники встречи были лишь в одном – Алматы необходим современный комфортный аэропорт, который станет новой визитной карточкой города.

- Из истории мы уже знаем несколько примеров, когда приходилось принимать не менее трудные решения. Например, в Египте, при строительстве в 1960-х годах Асуанской плотины, силами многих государств пришлось перенести комплекс храмов Абу-Симбел, который был построен в ХIII веке до нашей эры при Рамзесе II, на новое место. Я ни в коем случае не говорю, что и с нашим аэропортом нужно поступить также – перенести его. Но обращаю внимание, что тогда удалось достичь компромисса, построив новый инфраструктурно важный объект. Считаю, что сегодняшняя двухчасовая дискуссия о том, каким должна быть новая воздушная гавань южной столицы, прошла достаточно плодотворно. И мы общими усилиями также найдем компромисс, который устроит все стороны, - подвел итоги собрания Арманжан Байтасов.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
5095 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить