На правах рекламы

Пандемия всё расставила по своим местам

5187

О том, как Евразийский банк адаптировался к влиянию пандемии и поменял операционные процессы, рассказал председатель правления банка Валентин Морозов

Валентин Морозов
ФОТО: архив пресс-службы
Валентин Морозов

Казахстанские банки не упустили возможность использовать сложный 2020 год для домашней работы, понимая, что кризисные явления не только повышают порог проблем, но и позволяют ускорять инновационные процессы, на что ушло бы больше времени при естественном ходе событий. По факту 2020 год получился для сектора вполне рабочим. Совокупные активы банков увеличились на 4,3 трлн тенге, чистый доход оказался чуть ниже итогов 2019 года, зато поднялся регуляторный капитал, что свидетельствует о здоровом состоянии банковского сектора.

«Итоги 2020 года сложились лучше, чем мы ожидали – в банке выросли основные финансовые показатели. Мы нарастили активы и капитализацию, сохранили сбалансированную платежеспособную клиентскую базу», – говорит председатель правления АО «Евразийский банк» Валентин Морозов. Активы банковской группы приросли на 13%, до 1,2 трлн тенге. Консолидированная прибыль по группе выросла в 1,5 раза, до 6,8 млрд тенге.

По словам Морозова, основными источниками дохода, помимо кредитования, стали средства, полученные от конверсионных операций и карточного бизнеса – операционная эффективность банка в период макрошоков не снижалась, а по этим направлениям даже выросла.

В 2020 году Евразийский банк выпустил почти 290 тыс. новых карт, портфель карт по итогам года составил 1,14 млн штук. Спрос на дебетные платежные карты банка, по словам Морозова, объяснялся как упрощенным процессом заказа с доставкой курьером клиенту, так и выгодными условиями по картам и наличием программы лояльности. Также банк выпустил и доставил более 23 тыс. карт клиентам, попавшим в сложную финансовую ситуацию в пандемию, для получения выплат государственной поддержки 42 500 тенге.

Следует отметить, что карантинные ограничения способствовали взрывному росту карточных транзакций во всем банковском секторе. Согласно данным Нацбанка, по итогам 2020 года количество безналичных транзакций по картам всех банков выросло более чем в 2,4 раза, до 2,8 млрд операций. Евразийский банк, в частности, отчитался о росте на 16% количества удаленных операций по картам, о приросте на 27% общей суммы операций покупок и переводов и об увеличении среднего чека по картам на 10% по сравнению с 2019 годом. В итоге объем остатков на дебетных картах прирос в 2020 году на 4,6 млрд тенге.

Морозов отмечает, что кроме рыночных факторов на структуру прибыли повлияли и корпоративные события. Несмотря на всеобщий кризис, банк смог достаточно хорошо продать дочерний московский банк. На величине прибыли также сказались мероприятия по оптимизации административно-хозяйственных расходов банка в условиях пандемии.

Стабильная выручка и снижение затрат помогли банку нарастить операционную эффективность: отношение затрат к доходам сократилось с 38,7% до 36,8%. Общее число клиентов банка превысило 4 млн человек, что составляет третью по величине финансовую клиентскую базу в Казахстане. «Стабильная генерация прибыли банка в 2020 году позволила нам досрочно сформировать дополнительные провизии в рамках государственной программы повышения финансовой устойчивости, чтобы ускорить наш выход из этой программы», – уточняет Морозов.

Кредитование и депозиты

Несмотря на опасения банкиров, объем кредитования в 2020 году вырос по сектору на 7,1%. У Евразийского банка в структуре кредитного портфеля преобладает розница: необеспеченные потребительские кредиты и автокредиты. В связи с пандемией портфель розничных кредитов в 2020 году уменьшился на 13,9%, до 460,6 млрд тенге, с учетом займов индивидуальных предпринимателей. Дело в том, что ковидные ограничения наложили отпечаток на торговую активность населения. Точки присутствия Евразийского банка - торговые центры и автосалоны - были закрыты. Несмотря на ограничительные меры, банк выдал займов на 260 млрд тенге и увеличил клиентскую базу. По итогам 2020 Евразийский банк сохранил лидерство на рынке автокредитования, занимая первое место в этом сегменте.

Морозов отмечает, что качество кредитного портфеля банка остается на комфортном уровне. В абсолютном значении просрочка сократилась после того, как банк «посушил» свой портфель. В период острой фазы пандемии банк оформил отсрочку 10% заемщикам – 183 тыс. человек. Работа с просрочкой стала знаковым событием для банка, замечает Морозов, поскольку активизировала внимание к задачам повышения эффективности бизнес-модели и контроля рисков.

Что касается корпоративного ссудного портфеля, то в 2020 году банк был активным участником программ поддержки бизнеса по линии фонда «Даму» и БРК. За счет средств БРК Евразийский прокредитовал 598 заемщиков на 5 млрд тенге, за счет средств «Даму» – 241 заемщика на сумму 10 млрд тенге.

Депозитная база банковского сектора по итогам 2020 года показала рост на 2,9%. Клиентские вклады в Евразийском банке выросли выше уровня рынка, на 19,2%. «Население и бизнес существенно снизили свои расходы в период пандемии, предпочитая сохранить денежные резервы на банковских счетах и вкладах», – рассуждает Морозов. Кроме того, Евразийский банк снова был выбран Казахстанским фондом гарантирования депозитов в качестве агента по выплатам вкладчикам Tengri Bank и Банка Астаны в 2020 году. Значительная часть таких клиентов остались на обслуживании в Евразийском банке.

Итоги 2020 года показали высокий уровень подготовленности казахстанских банков к проявлениям пандемии. Качество структуры совокупных активов БВУ остается на высоком уровне. Так, в Евразийском банке более 90% стандартного кредитного портфеля находится вне зоны прямого риска режима ЧП. Банк оперативно отреагировал на негативные события 2020 года – в течение нескольких дней в пиковые дни ковидных ограничений отработал порядок упрощенного рассмотрения вопросов реструктуризации займов. А также минимизировал влияние негативных событий на средства клиентов – улучшил диверсификацию депозитного портфеля путем увеличения доли МСБ в структуре вкладов корпоративных клиентов.

Стоит отметить, что 2020 год стал прорывным для развития цифрового банкинга. В Евразийском банке, например, работали над качеством операционных процессов и над IT-технологиями. Значительно обновили управленческую команду, а также выделили цифровой банк как отдельную организационную единицу, чтобы развивать его ускоренными темпами. Чтобы бизнес банка был успешным сегодня, необходимо обеспечить клиентам возможность дистанционного обслуживания. Ковид здесь все расставил по своим местам. «Мы удовлетворены результатами и планируем позитивные технологические изменения по всем направлениям нашего бизнеса», – отмечает Морозов.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить