От простого дизайнера до директора успешного брендингового агентства

Как любовь к своему делу приводит к большим результатам

Бахтияр Баймурзаев
ФОТО: из личного архива
Бахтияр Баймурзаев

Бахтияр Баймурзаев – основатель брендингового агентства Like Brands, одного из самых известных агентств в Казахстане, работающего с крупными брендами FMCG сектора. Среди клиентов агентства такие крупные компании, как Carlsberg Kazakhstan (торговые марки Holsten, Carlsberg, Kronenbourg 1664 Blanc, Grimbergen, Somersby), TetraPak Kazakhstan, RGBrands, Адал, Sunpaper, Agromir Uzbekistan и др. Более 20 лет работает в области графического дизайна и брендинга, является обладателем различных международных наград и знаков отличия за свою деятельность и созданные им дизайны.

В 2011 году Бахтияр основал первое брендинговое агентство в Казахстане, которое специализируется на потребительском и корпоративном брендинге, что в последствии сыграло критическую роль в развитии рекламной индустрии Казахстана. За время своей работы, а также во многом благодаря высоким продажам, которые достигали клиенты брендингового агентства, Бахтияру удалось сформировать новую нишу на территории республики и понимание у производителей того, что разработка дизайна упаковки - это не побочный продукт рекламного агентства, а отдельное направление бизнеса и что для достижения высоких результатов продаж, им должны заниматься дизайнеры специализирующиеся в этом направлении.

Как и когда вы стали заниматься компьютерной графикой?

– Я с детства любил рисовать, меня всегда тянуло к творчеству, поэтому параллельно с учебой в школе, я посещал различные художественные кружки. Поступив в университет на инженера-программиста, я понял, что сухие цифры - это не про меня. Как раз в это время я приобрел первый компьютер и начал «пожирать» одну программу по созданию компьютерной графики за другой. Далее были подработки, а затем полноценное трудоустройство в типографии, в ритейл компании и рекламном агентстве. В 2011 году уволился из рекламного агентства в надежде открыть собственное.

В вашем портфолио немало работ, разработанных для различных иностранных компаний. Расскажите про экспансию на зарубежные рынки и особенности работы с зарубежным клиентом.

– В сентябре 2019 года, когда вирус только начал свое массовое распространение, я принял решение активного освоения международных рынков. Пандемия вносила свои корректировки в бизнес многих. Большинство ритейлеров Европы и США закрывались, поставщики товаров приостанавливали свой бизнес, но было понимание, что даже в этих условиях можно найти свое место под солнцем среди западных компаний.

Результат превысил ожидания. По итогу работы за 2020 год почти треть дохода пришлось на заказы от зарубежных клиентов. Очень помог ранний опыт работы с иностранными товарами. Мы знали об их стандартах маркировки, различных законодательных обязательствах и исключений. Пул постоянных клиентов пополнился со стран США, Турции, Германии, Китая, Канады.

Благодаря нашим работам для зарубежных клиентов мы стали получать признания на международных конкурсах.

Осенью 2021 логотип, разработанный для китайского бренда полуфабрикатов, стал лучшим брендом Азии и Океании на конкурсе The Best Brand Awards, заняв первое место.

Также в 2021 я был удостоен престижной премии German Design Awards Special 2022. Эта награда входит в перечень German Design Awards и присуждается с 2012 года. German Design Council вручает их производителям и дизайнерам в немецком и международном дизайнерском секторе. Как меня заверили организаторы, я являюсь единственным дизайнером из Казахстана, которому удалось проявить свой талант на этом конкурсе.

В региональном конкурсе JOLBORS, проходящем в Кыргызстане, наша работа также была оценена жюри и заняла призовое место.

Вы руководитель компании, которая работает в достаточно конкурентной среде, в сфере рекламы. Что самое трудное в организации именно этого типа бизнеса, и как определили, в каком направлении будете двигаться?

– Самое трудное в организации любого бизнеса – это выбрать свое направление и не опустить руки в начале пути. Я начинал, имея в кармане 800 с лишним долларов, и с набором стандартных бытовых обязательств и проблем за спиной. Приходилось также вникать в те сферы бизнеса, которые творческому человеку обычно чужды: бухгалтерская и налоговая отчетность, переговоры с клиентами. 

На рынке рекламных агентств не было четкого позиционирования и разделения по узконаправленным специализациям. Я понимал, что моими сильными сторонами являются создание дизайна упаковок и этикеток. Поэтому, несмотря на поступающие рекламные заказы, я решил двигаться в сторону брендингового агентства. Постепенно это начало давать свои плоды.

Почему именно брендинговое агентство, и как велась работа по этом направлении?

– В то время потребительский брендинг воспринимался крупными сетевыми агентствами как нечто побочное. Средний бизнес отдавал заказы по разработке дизайна своего товара на зарубежный рынок, в основном, на российский. А малому бизнесу приходилось довольствоваться работами дизайнеров «средней руки».

Каждый день начинался с мониторинга последних трендов, анализа выхода на рынок того или иного товара, насколько он успешно «зашел на рынок», с какими проблемами столкнулся.

Мы старались внедрить в дизайн отечественной продукции новые стандарты оформления упаковок. К примеру, мне лично часто приходилось объяснять клиентам, что не стоит пренебрегать задней стороной этикетки или упаковки. Покупатель, заинтересовавшись фронтальной частью, захочет внимательней ознакомиться с товаром, взяв его в руки.

Расскажите про процесс создания дизайна, который в дальнейшем не стыдно называть «нашей работой».

– Я всегда стараюсь систематизировать процесс работы агентства в целом, и отдельных отделов, в частности. Если брать сторону дизайна, то здесь мною были выработаны несколько обязательных правил, методик в работе, которыми я делюсь со всеми сотрудниками креативного отдела. Я называю это методикой по созданию правильного дизайна. Нельзя сказать, что кто-либо изначально хочет сделать что-то плохое. Все стараются сделать красивый дизайн, но этого оказывается недостаточно, потому что, в конце концов, нужно сделать не красивый, а правильный дизайн. Созданию дизайна должен всегда предшествовать качественный анализ. Анализ конкурентной среды, анализ потребительских предпочтений.

Коронавирус оказал сильное влияние на индустрию? Кто выиграл, и кто проиграл в условиях карантина?

– Очень сложно сказать про всю индустрию. Никто ничем не делится, все доносится через слухи, но я знаю, что в целом, наш рынок сильно потрясло, как и многие другие. Вирус не обошел стороной многие семьи, не пожалел и близких мне людей. Поэтому к карантинным мерам у нас никто никогда не относился как к пустым рекомендациям. Год был достаточно непростым, но было принято решение не сокращать и не ущемлять никого, а пробиваться всей командой. Был период, когда мы отправили на удаленку 100% сотрудников со 100%-м сохранением заработной платы.

Зато сейчас работает эффект отложенного спроса: маркетологи различных компаний долго сидели без дела, и теперь уже деваться некуда – нужно работать и отвоевывать позиции.

Что бы вы посоветовали тем, кто собирается открывать сейчас собственное рекламное/брендинговое агентство?

– Делай все обдуманно, но на этом этапе не слишком вдавайся в детали. Лучшее – враг хорошего. Всего сразу не учесть. Знать, что это тяжелая профессия, нужно уметь постоянно учиться. Придется начинать с 5–10 долларов за заказ и быть готовым работать дни и ночи напролет. В одном американском сериале была произнесена замечательная фраза вроде «я тебе ничего не плачу, но даже это «ничего» ты еще не отработал». Наверное, это можно сказать про любой начинающий бизнес. Главное, не опускать руки и постепенно осуществлять все задуманное.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
5582 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить