Осмыслить кризис

10566

О чем нужно думать, чтобы приспособиться к новой реальности

ФОТО: © Depositphotos.com/Pavel1964

Коронавирус – это не просто небывалый кризис глобального масштаба. Это начало фундаментальной перестройки мировой экономики. Эксперты из McKinsey & Company уверены: отныне наша жизнь будет делиться на «до» и «после». По окончании пандемии многое изменится, и постепенно изменения превратятся в норму, которая станет определять нашу дальнейшую жизнь. Трансформация затронет как экономику, так и социальную сферу, и бизнесу придется приспособиться. Разумеется, это не произойдет в одночасье, и нам предстоит еще много дискуссий о том, как должен функционировать мир в новых условиях.

Сейчас все думают о том, как преодолеть кризис с наименьшими потерями. Сложившаяся ситуация беспрецедентна, и поэтому существующие представления о том, как необходимо действовать, зачастую неприменимы. Тем не менее действовать или по крайней мере думать необходимо. В McKinsey определили направления, по которым можно вести работу, чтобы осмыслить текущую ситуацию.

Ответ на главный вопрос

Пока медики борются с болезнью, охватившей весь мир, бизнес в замешательстве. Работники здравоохранения перешли на военный режим: увеличивают количество койко-мест, медицинских запасов, призывают вернуться к работе вышедших на пенсию коллег. Что касается компаний, то у них все складывается по-разному: некоторые столкнулись с серьезным падением спроса и прекращением поставок, другим, напротив, необходимо расширить производство, чтобы поспеть за ростом продаж.

Каждый старается делать все возможное, однако многие бизнесмены чувствуют себя растерянно и не могут принять необходимые решения: закрыться или продолжать работать, перейти на удаленку или ходить в офис, приостановить производство или ждать, пока этого потребуют власти, – все это не дает спать спокойно миллионам предпринимателей. Именно поэтому, считают в McKinsey, прежде всего нужно определиться с мерами реагирования на пандемию – как на уровне малых предприятий, так и на уровне целых отраслей. Только ответив на извечный вопрос «что делать», можно будет определить сроки, масштаб и скорость реагирования.

Тот, у кого есть план

Похоже, пандемия оборачивается масштабным экономическим и финансовым кризисом. Горькая ирония заключается в том, что кардинальное снижение экономической активности, которое просто необходимо для защиты здоровья населения, в то же время подвергает людей опасности разорения. Несмотря на поддержку центральных банков и правительств, целые индустрии страдают от проблем, связанных с ликвидностью и кредитоспособностью предприятий. Это подрывает остатки оптимизма: бизнес просто не в силах спрогнозировать, как долго продлится кризис, насколько сильно упадет ВВП и сколько людей потеряют работу.

Исследования, проведенные Глобальным институтом McKinsey, свидетельствуют о том, что грядущий кризис может стать самым масштабным за последнее столетие. Падение уровня ВВП в Европе и Америке может привести к снижению доходов, невиданному со времен Великой депрессии. В этих условиях особенно важно наращивать запас прочности бизнеса, одновременно пытаясь приспособиться к новым условиям. Разумеется, сейчас у большинства предпринимателей голова занята проблемами насущными: как поддержать обороты, расплатиться с кредиторами, выполнить обязательства по контрактам. Однако надо отдавать себе отчет в том, что, вероятнее всего, коронавирус приведет к кардинальной трансформации целых отраслей бизнеса. Предугадать развитие событий тяжело, но готовиться к различным сценариям необходимо. Кроме того, руководителям компаний следует понимать, что основная часть их сотрудников неминуемо испытает финансовый стресс. Учитывая, что общество и так трещит по швам, страдая от всяческих кризисов последних лет, необходимо выработать план действий, который учитывал бы как экономические интересы бизнеса, так и социальную составляющую.

Конец или передышка?

Возвращаться к жизни после карантина крайне тяжело. Китай, постепенно снимающий ограничения на работу бизнеса, столкнулся с целым рядом вызовов. Большинству компаний приходится пересматривать всю свою работу. Особенно сильно коронавирус повлиял на цепочки поставок, охватывающие земной шар. Кому-то удается ограничиться небольшими изменениями, но многие бизнесы вынуждены заново нанимать и обучать людей, чтобы достичь прежнего уровня продуктивности. Поэтому так важно заранее позаботиться о том, как реанимировать свои компании, когда волна заболеваемости схлынет и мир вернется к работе.

Ситуация осложняется тем, что к следующей зиме вполне может возникнуть вторая волна распространения коронавируса. Пока нет вакцины, защищающей от вируса, и абсолютно надежного лекарства от болезни, угроза повторной пандемии крайне велика. Судя по всему, временное затишье в росте числа заболевших, которое, по прогнозам некоторых экспертов, может случиться летом, государства будут использовать, чтобы лучше подготовиться ко второй волне. Бизнесу все это необходимо отслеживать – так можно обезопасить себя от разорения.

Стать сильнее

Потрясение, вызванное пандемией, стало таким мощным, что изменило привычки людей. В ближайшие недели и месяцы станет ясно, как именно трансформировалась повседневная жизнь: работа, личные взаимоотношения, потребительские потребности. Компании, которые смогут предугадать перемены и осмыслить их, получат неоспоримое преимущество уже в ближайшем будущем. Понятно, что сферы вроде онлайн-коммерции получили толчок, который навсегда изменит рынок. В других секторах сдвиги не столь заметны, однако они могут иметь еще более весомые последствия. Подумайте, например, что будет значить для рядового потребителя конец эпохи глобализации в поставках.

Кризис позволит бизнесменам усовершенствовать свою работу и понять, что жизненно важно, а без чего можно обойтись. Сам опыт практически полной остановки мирового производства настолько уникален, что сможет послужить основой для самой эффективной оптимизации. Пандемия также поможет широкому внедрению роботизации – кому, как не роботам, работать, пока люди на карантине? В конечном счете те компании, что выплывут, станут прочнее и профессиональнее.

Все меняется

Человечество теперь гораздо лучше понимает, как выглядит «черный лебедь». Нынешний шок приведет к проведению всесторонних реформ, которые, по всей видимости, получат широкую поддержку населения. Государствам вряд ли придется убеждать граждан в необходимости принятия мер, которые помогли бы избежать подобной катастрофы в будущем. Предпринимателям необходимо быть к этому готовыми.

Системы здравоохранения, которые в большинстве стран мира не менялись с послевоенных лет, будут кардинально перестроены. Правительствам нужно будет обеспечить их готовность к стремительному развертыванию госпиталей и найти способы взаимного противодействия подобным угрозам на глобальном уровне. Кроме того, государствам придется запастись медикаментами и научиться резко наращивать объемы производства медицинского оборудования. Что касается финансовых институтов, то им придется укреплять обороноспособность своей системы, чтобы она могла лучше противостоять таким внешним угрозам, как Covid-19. Это не полный список – перейти на другие рельсы придется и университетам, и школам, и малым предприятиям, и многим другим.

Эксперты McKinsey подытоживают: пандемия дает человечеству возможность проанализировать, как на нашей жизни сказываются такие инновации, как дистанционная работа и массовое наблюдение за гражданами, какие технологии нам нужно срочно внедрять, а от чего лучше отказаться. Сейчас невозможно точно предсказать, как поменяется жизнь. Но думать об этом необходимо.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить