Органическое мясо из Казахстана будет дешевле европейского

14063

Казахстан впервые представил собственный стенд на ведущей мировой выставке органического продовольствия BioFach 2020, прошедшей в Нюрнберге в середине февраля

Участниками выставки в Нюрнберге стали не только фермеры, но и менеджеры нескольких трейдерских компаний, для которых этот форум – возможность познакомиться с трендами европейского рынка экологически чистых продуктов и понять, что будет в цене в следующем сезоне.

Без премии

- Бывают такие сезоны, когда мы покупаем у наших фермеров большую партию органического сырья под конкретного покупателя, а он по каким-то причинам отказывается от контракта, - рассказал Станислав Измоденов, менеджер трейдинговой компании Umet (СКО). - И мы срочно прорабатываем вопрос сбыта. Поэтому важно расширять список потенциальных партнеров, участвуя в таких форумах, как BioFach. Да и вообще, нужно держать руку на пульсе рынка.

Ситуация в нынешнем сезоне сложилась так, что органическое зерно из Казахстана везти в Европу оказалось невыгодно. Из-за засухи и неурожая внутренние цены даже на традиционно выращенную пшеницу настолько высоки (85 тыс. тенге за тонну мягких сортов), что проще продавать органику дома, как рядовое зерно, чем тратиться на транспортировку в ЕС. Фермеров это расстраивает, ведь органические поля дают меньший по объему урожай. К тому же сертификация каждого хозяйства на один сезон обходится в 10–12 тыс. евро. Эти расходы и должна была окупить ценовая премия за экологическую чистоту. Но получить ее в нынешнем сезоне оказалось невозможно.

- Что мы видим по твердой пшенице: в Казахстане неорганическая до нового года стоила 103–105 тыс. тенге за тонну, сейчас уже мне предлагают 130 тыс., - рассказал Павел Лущак, глава ТОО «Найдоровское» (Карагандинская область). – А трейдер, работающий на Европу, мне предлагает за нее 120 тыс.  – как за органическую. Объясняет это тем, что в Европе был хороший собственный урожай, поэтому цена невысокая. Получается, мне выгоднее свое органическое зерно продать тут, на месте, как обычное. 

В этой ситуации каждый аграрий выходит из ситуации как может. Кто-то продает органическое зерно как семена (качество позволяет), а это 160 тыс. тенге за тонну. Кто-то отправляет на спиртзавод для производства органической водки – такие предприятия появились и в Казахстане, и в соседней России.

Ниши рынка

Организатором национального стенда на BioFach 2020 стал Союз производителей органической продукции Казахстана, который поддержали Программа развития ООН и проект «Германо-казахстанский агрополитический диалог». Эксперты этих организаций озабочены тем, что часть фермеров может и вовсе разочаровываться в перспективах органического сектора и вернуться к традиционному производству, с использованием агрохимии. Также в росте, а не сокращении чистых площадей, заинтересованы трейдеры.

Выход из ситуации эксперты видят в том, чтобы диверсифицировать рынки сбыта и номенклатуру производимых продуктов.

- Программа развития ООН оказывает активное содействие в продвижении казахстанской органической продукции на экспорт, в том числе новых ее видов, - рассказал Ерлан Жумабаев, менеджер проектов ПРООН в РК. - Это касается поставок меда в КНР и в Саудовскую Аравию. Была проведена серьезная работа по организации визита в Казахстан представителей сертификационных ведомств указанных стран. Это как раз соответствует приоритетам в расширении рынков сбыта и развитии экспортного потенциала сельхозпродукции. Одним из показателей успехов экспортной политики в АПК является рекордный показатель для Казахстана в экспорте меда - 82,5 тонн в 2018 году и 128,1 тонн в 2019.

Есть спрос в Европе и на нишевые культуры, такие как полба, амарант, киноа, канола, чиа. Однако они финансовых показателей для хозяйства не сделают, поскольку их сбыт не особо велик и измеряется несколькими сотнями тонн в год. Поэтому трейдеры видят хорошие перспективы в производстве бобовых, которые идут на корм скоту.

- У нас есть коллеги в Томске, они выращивают большой объем органического гороха, - рассказал Дмитрий Пампур, директор компании «Диканшы», занимающейся производством органической муки и круп в СКО. – И от 10 до 15 тыс. тонн ежегодно отгружают его в Европу, в Нидерланды и Англию. Там фермеры горох используют как фураж. Дело в том, что площадей для выращивания органического фуража в Европе просто нет, и там отсутствует достаточное местное предложение. Поэтому европейцы и вынуждены его закупать за тысячи километров. У нас площадей тоже хватает, и есть все шансы занять свое место на рынке.

Цепочка сбыта

Однако самую эффективную поддержку формированию устойчивого сектора органического производства в Казахстане окажет развитие переработки и создание замкнутой цепочки, включающей в себя не только растениеводство, но и собственное органическое животноводство.

- Первый шаг в развитии органического сектора мы сделали – начали выращивать сырье, - отметил Дмитрий Пампур. – Нас признали в Европе как крупного поставщика. Теперь нужно начинать переработку, в первую очередь - льна и рапса. Это те культуры, которые имеют стабильный спрос по высокой цене уже не один сезон подряд. И нынешний год не стал исключением: масличные на Европу по цене проходят, и они позволили нашим фермерам-органикам оправдать все издержки.  Но нам нужно идти дальше и начинать делать органический жмых. Сбыт на него будет, поскольку в Европе есть потребность в кормах для органического скотоводства. А рентабельность жмыха намного выше, чем у сырья.

Что касается перспектив, то на основе жмыха в Казахстане можно начинать производство собственных органических кормов, что даст толчок развитию органического животноводства внутри страны. А это уже – формирование замкнутой цепочки, которая создаст мощный стимулирующий эффект для всей органического отрасли.

Для иллюстрации эффекта от комплексного подхода Павел Лущак приводит в пример существующий в Австрии огромный комплекс конюшен, где содержатся дорогие скаковые лошади со всего мира. Для их обеспечения органическими кормами в стране работает целый кластер ферм, и производящих сырье, и его перерабатывающих. В этой цепочке всегда стабильные цены, поскольку все зависят друг от друга. И все хорошо зарабатывают.

Для того чтобы произвести полноценные корма, нужен десяток составляющих: овес, горох, пшеница, соя и так далее. При этом органическая ферма должна иметь шестипольный севооборот – этого требуют агротехнологии. И если сегодня казахстанский аграрий рискует, что какие-то культуры он продать в Европу не сможет из-за невыгодной ценовой конъюнктуры, то появление внутреннего спроса проблему решит.

При этом для местных животноводов-органиков корма будут дешевле, поскольку на них не лягут транспортные издержки. А значит, органическое мясо из Казахстана окажется конкурентоспособным в той же Европе за счет более низкой себестоимости.

- Кроме того, эта тема для нас перспективна за счет наличия больших площадей пастбищ, - отметил Арсен Керимбеков, директор Союза производителей органической продукции Казахстан. – Они у нас в основном чистые, их нужно только сертифицировать. Смотрите, лидер по органическим площадям в мире – Австралия, именно за счет сертифицированных пастбищ. Аргентина – на третьем месте по той же причине. И мы можем встать вровень с Аргентиной, поскольку у нас сравнимые территории. В Аргентине сертифицировано 3 млн га, и для нас это вполне реально.

Контроль чистоты

Фермеры считают важным и развитие внутреннего рынка органики в Казахстане. В настоящий момент практически вся казахстанская экологически чистая продукция уходит на экспорт, поскольку местного спроса нет. Его нужно развивать, в том числе через расширение возможностей сбыта.

- Под нашу органику нужно выделять отдельные полки в супермаркетах, - уверен Павел Лущак. – В Европе работают специализированные торговые сети, у нас их нет.

Более того, у нас на абсолютно рядовую продукцию, не отличающуюся никакими особыми качествами чистоты и безопасности, производители лепят значки «Bio», «Eco» и т.д., вводя людей в заблуждение. Во всем мире это запрещено, аналогичный контроль пора применять у нас - содержимое должно соответствовать этикетке. Только тогда в стране и появится культура здорового питания.

Кстати, в Европе на законодательном уровне закреплено, что в производстве питания для детей может использоваться только органическое сырье.

Это мощная поддержка росту рынку и увеличение объемов сбыта фермерам. Параллельно с этим у детей формируется четкое представление о том, что такое органическая продукция и в чем ее польза.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить