Облако в тумане

12155

Почему казахстанский бизнес не торопится осваивать облачные сервисы

Фото: © Depositphotos.com/Pakhnyushchyy

Еще пару лет назад многие представители IT-вендоров, рассказывая о перспективах внедрения облачных технологий в различные сферы бизнеса, давали исключительно оптимистичные прогнозы. Практика, однако, показала, что «одного сплошного облака» пока не получается. Так, почти половина участников импровизированного опроса, устроенного во время конференции Profit Cloud Day в Алматы, заявили, что еще не готовы переносить свой бизнес в облако из соображений безопасности. По мнению специалистов, эти опасения не лишены оснований, но все же в перспективе переход в облако неизбежен. Потому следует заранее определиться, какие ожидания связывать с данным процессом.

В 2014 году 60% компаний мира тратили на облака менее 10% своего IT-бюджета. 57% инсталляций сегодня приходится на долю гибридных облаков, когда компания использует как свое облако, так и облако одного из вендоров. За последний год доля гибридных облаков выросла в 3 раза, что, на взгляд экспертов, говорит о том, что бизнес окончательно и бесповоротно начинает осваивать облачные сервисы. Пользователями облака Amazon, например, являются свыше 2000 госорганов США, и очевидно, что столь консервативные структуры взвесили все за и против, прежде чем решиться на такой шаг.

Оперативность развертывания IT-инфраструктуры специалисты считают одним из главных доводов в пользу облачных решений. Средний срок запуска IT-инфраструктуры для компаний, работающих в сегменте МСБ, составляет от трех месяцев до полугода. Учитывая темпы развития бизнеса, это довольно долго, к тому же требует больших затрат. К тому же перспективы внедрения в производственный процесс искусственного интеллекта и машинного обучения требуют от специалистов по IT высокого уровня профессиональной подготовки. И если облачные провайдеры в силу специализации постоянно работают над повышением компетенции своих сотрудников, то в других компаниях большие затраты на это считают нецелесообразными.

В Казахстане, согласно данным исследования KPMG и Национального инфокоммуникационного холдинга «Зерде», средняя доля затрат на облако составляет около 15% от бюджета на IT. Руководитель группы консультирования в области IT в KPMG Константин Аушев говорит, что за два-три года изменились причины, по которым компании опасаются внедрять облачные технологии. Прежде в 75% случаев они говорили о нерешенных вопросах регулирования и опасениях, связанных с потерей данных. Сегодня в 54% случаев бизнес опасается проблем интеграции в ландшафт компании, 53% беспокоятся о возможной потере данных и приватности, 52% ссылаются на трудности с регуляторами, 40% – на сложности управления.

Результаты опроса показали, что вопросы регулирования по-прежнему беспокоят участников рынка IT и представителей бизнеса. Юридического термина «облако» или «облачные технологии» в законодательстве РК нет, но это не означает, что данная сфера деятельности не регулируется. Напротив, отсутствие четкой регламентации обусловило многообразие подходов. Облако рассматривают и как услугу, и как средство связи, и как информационную систему – у каждого подхода свое отраслевое регулирование в зависимости от того, идет ли речь о банковской системе, страховом рынке или, например, промышленном производстве.

Одним из главных доводов в пользу перехода в облако вендоры называют возможность сокращения расходов за счет того, что можно платить только за действительно необходимые решения. Эксперты утверждают, что в компаниях средняя утилизация собственного оборудования составляет 30%, то есть закупленные дорогостоящее «железо» и решения работают лишь на треть своих возможностей, тогда как в центрах обработки данных показатель достигает 90%. Тем не менее, замечает Аушев, у 42% респондентов затраты при переходе в облако не снизились.

Плюс в некоторых секторах бизнеса не всегда готовы ради сокращения затрат трансформировать IT-инфраструктуру и внедрять облачные решения. Как рассказывает директор по развитию бизнеса Первого кредитного бюро (ПКБ) Асем Нургалиева, несколько лет назад они решили вывести в облако модуль принятия решений по кредитам. «Большинство банков скептически встретили идею, хотя во многих IT-системы похожи на лоскутное одеяло, а в некоторых информацию из различных отчетов и вовсе вводят вручную. Аргумент в пользу экономии, на который мы рассчитывали, не сыграл, несмотря на то что после девальвации реальная стоимость программного обеспечения выросла. Однако для банков не проблема приобрести дорогой софт, даже если некоторыми продуктами пользоваться они не будут», – констатирует Нургалиева. Еще одна причина, по которой финансовые структуры не спешат переходить в облако, связана с опасениями возможной утечки данных.

Такой риск, отмечают эксперты, действительно существует. С помощью облака бизнес рассчитывает сделать свои процессы более эффективными, но при этом, предупреждает управляющий директор «Лаборатории Касперского» в Казахстане и Центральной Азии Евгений Питолин, облака, публичные или приватные, не застрахованы от инцидентов – с этим сталкивались и Dropbox, и Bitrix, и Tesla. В числе возможных рисков – таргетированные и DDoS-атаки, утечка данных. «Если облако ваше, вы должны быть готовы к тому, что, как только первые клиенты оставят там свои данные, их захотят украсть. Точно так же вам следует учитывать риски, доверяя свои данные чужому облаку. Это не повод, чтобы не использовать облака, но надо быть готовым к возможным инцидентам, архивируя данные, используя резервное копирование», – отмечает Питолин.

Если риск инцидентов бизнес должен принять как данность, значит, необходимо продумать коммуникации с пользователями. Сам факт утечки данных может стать причиной ухода лишь нескольких клиентов, но, если компания попытается умолчать о происшедшем и об этом станет известно, репутационные и финансовые потери могут оказаться гораздо более серьезными.

Несмотря на риски, сопровождающие любое начинание, в активе крупных национальных компаний и предприятий МСБ уже появились успешные кейсы перевода в облако части услуг. Так, в Air Astana перевели в облако приложения для бортпроводников, технического и обслуживающего персонала. В АО «Казпочта» три года назад решили создать собственный контакт-центр, но затраты на его оснащение и обучение сотрудников оказались настолько высокими, что было принято решение отдать данный сервис на аутсорсинг. Такую же модель планируется применить для центра обработки данных и парка печатающих устройств. Создание своего ЦОДа посчитали для себя затратным в Mykhat, цифровой курьерской компании. Благодаря сотрудничеству с провайдером «Казтелепорт» удалось решить вопрос сохранности данных, частично автоматизировать документооборот.

Бизнесу потребуется время, чтобы определиться, какая именно модель перехода в облако оптимальна для определенного сектора экономики или отдельно взятой компании. Запас этого времени, считают эксперты, пока достаточен, чтобы сделать процесс перехода максимально безболезненным.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить