Обанкротить предприятие в Казахстане станет проще

7575

Правительство вносит поправки в законодательство, призванные облегчить процедуру банкротства

Фото: Depositphotos.com/kolapatha

По данным Министерства финансов РК, сегодня процедуру банкротства проходят 4 тыс. субъектов бизнеса, 400 предприятий находятся в стадии реабилитации. Но при этом, отмечает министр финансов Алихан Смаилов, фактически субъектов бизнеса, находящихся в сложном финансовом положении, значительно больше. Просто действующий закон не позволяет предпринимателю быстро закрыть неудачный бизнес.

- В каждом четвёртом случае суд выносит отказ в признании банкротом. Суду сложно дать объективную оценку финансового состояния субъекта. Наличие незначительного актива расценивается судом как возможность рассчитаться по долгам. Аналогично при применении реабилитации. В каждом третьем случае суд отказывает в её применении, мотивируя тем, что должник является платёжеспособным или не доказал наличие ресурсов для восстановления платёжспособности, - объяснил он, выступая на заседании правительства в понедельник.

Для решения этих проблем Минфин разработал поправки в законодательство, направленные на упрощение условий для применения процедур реабилитации и банкротства, сокращение сроков проведения процедур и упрощённую ликвидацию бездействующих должников.

В настоящее время при применении процедуры реабилитации суд должен установить не только факт прекращения платежей, но и наличие у должника возможности восстановить платёжеспособность. Законопроект предлагает облегчить эту задачу: суд фиксирует наличие неисполненных обязательств свыше трёх месяцев и факт «положительного» баланса. Это подтверждает способность компании восстановить своё финансовое положение.

- Аналогично по банкротству. Применение процедуры банкротства связано с определением судом факта финансового краха субъекта. Сейчас порядок открытия банкротства таков: компания должна находиться в состоянии устойчивых неплатежей на протяжении 3-4 месяцев, после чего возникает право инициировать в судебном порядке банкротство, а суд обязан установить несостоятельность компании, что на практике вызывает различное толкование данного понятия. К примеру, при наличии у компании актива в виде контрольно-кассовой машины суд отказывает в признании её банкротом, несмотря на огромные долги. Причина – должник не использовал все возможности по погашению долга за счёт реализации актива. Такой подход вынуждает компанию продолжать ведение убыточного бизнеса, - объяснил Смаилов.

Законопроектом предусматривается конкретизация входных критериев, позволяющих открыть процесс банкротства. Суду необходимо будет установить факт «отрицательного» баланса на дату подачи заявления о признании должника банкротом, как свидетельства несостоятельности субъекта. Таким образом Минфин рассчитывает устранить неопределённость и упростить вход в процедуры реабилитации и банкротства.

Кроме того, в настоящее время индивидуальные предприниматели не могут применить процедуру реабилитации и вынуждены идти на банкротство. Законопроектом предложено предоставить им возможность реабилитироваться.

Также действующее законодательство не предусматривает прямых норм по снятию арестов со счетов и имущества даже после утверждения плана реабилитации предприятий, и чаще всего этот вопрос решается через суд достаточно долгое время. Законопроектом предлагается отменить все аресты по счетам и имуществу должника с момента утверждения судом плана реабилитации, что даст возможность компании приступить к исполнению плановых мероприятий, не отвлекаясь на судебные тяжбы.

- В целях недопущения применения реабилитации недобросовестными субъектами законопроектом предусмотрены ограничительные меры. В частности, установлен запрет для применения реабилитации, если со дня вынесения судом решения об отказе в применении такой процедуры не истекло шесть месяцев, - добавил глава Минфина.

В настоящее время процедуры банкротства занимают достаточно долгое время - до 7,5 месяца уходит на созыв всех заседаний собраний кредиторов. Поэтому предлагается передать ряд полномочий собрания кредиторов более мобильному комитету кредиторов, за счёт чего ожидается значительная оптимизация сроков проведения процедуры банкротства.

На сегодня в банкротстве кредиторы предъявляют всю сумму задолженности, образовавшуюся на момент признания банкротом, что не соотносится с мировой практикой по применению банкротства и положениями Гражданского кодекса об исковой давности. В связи с чем законопроект предписывает кредиторам заявлять свои требования к банкроту исключительно в пределах срока исковой давности.

Ещё одно новшество - предложено конкретизировать состав преступления должностных лиц банкрота как причинение имущественного ущерба законным правам и интересам кредиторов.

- То есть достаточно будет установить факт вывода должностным лицом имущества до банкротства и причинение ущерба интересам кредиторов, - пояснил министр.

Он отметил, что в настоящее время привлечение к субсидиарной ответственности должностных лиц по долгам банкрота является номинальным. Так, в преддверии банкротства в качестве руководителей назначаются лица, не имеющие постоянного места жительства и имущества. Соответственно, они не могут отвечать по долгам банкрота в субсидиарном порядке. В этой связи законопроект предусматривает введение норм, устанавливающих ответственность фактических бенефициаров банкротства, то есть непосредственно тех лиц, в результате чьих действий предприятие обанкротилось.

Планируется ввести и упрощённую ликвидацию длительно бездействующих должников без возбуждения процедуры банкротства. Смаилов пояснил, что сегодня есть масса бездействующих предприятий, которые не применяют процедуру банкротства в силу её затратности (по времени и ресурсам). Для их ликвидации законопроект предлагает упрощённую процедуру банкротства должников без привлечения администратора.

- Это позволит быстро и без излишних затрат ликвидировать должников, которые фактически прекратили предпринимательскую деятельность, - добавил глава Минфина.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить