Нурлан Смагулов о перспективах авторынка

22767

Astana Motors отчиталась о самом успешном периоде в своей «карьере» и о планах по производству 30 тыс. автомобилей ежегодно

Прошедший год стал рекордным для Astana Motors – об этом журналистам сообщили на традиционной пресс-конференции во вторник, 14 января, в Алматы.

- Девятнадцатый год – один из самых успешных, когда рынок продаж автомобилей вырос за 2019 год на 22%, всего в Казахстане было продано 74 тыс. автомобилей, у Astana Motors - 21558 автомобилей, что составило 29% от всех продаж новых автомобилей. Но мы прибавили 48%, это означает, что мы росли в два раза быстрее рынка! - рассказал президент КМК «Астана Моторс» Нурлан Смагулов.И это впервые: даже в урожайные 2013-2014 годы мы продавали меньше. Два бренда нам принесли особый успех - Hyundai и BMW. Мы продали почти 15 тыс. автомобилей Hyundai, этот бренд стал номером один среди всех брендов Казахстана. BMW тоже побил исторический рекорд для нашей компании, мы продали 650 автомобилей.

Отдельно глава компании остановился на сегменте trade-in – выкуп и продажа подержанных машин. Уже открыт автоцентр в Алматы, который показывает хорошие результаты – в 2019 реализовано 3600 автомобилей (рост более 60% по сравнению с 2018), в этом году план – повысить продажи опять на 60% и продать 6 тыс. автомобилей.

- Это доходный вид бизнеса, в который мы будем вкладываться, будем строить современные хабы. Рынок новых машин в Казахстане составляет 70 тыс. автомобилей в год, а подержанных – 700 тыс., в 10 раз больше, - объяснил он. – В наших центрах вы сможете, приехав на своей старой машине, отдать ее в счет оплаты и купить машину с юридической «очисткой», плюс вам дадут кредит, страховку, номера. То есть клиент получит такой же объем услуг, как при покупке новой машины. В будущем мы хотим продавать новые и подержанные машины в одинаковом количестве.

Как сообщил Нурлан Смагулов, для реализации программы trade-in будет построено два автоцентра в Алматы и Нур-Султане на 500 автомобилей каждый. Земельные участки под хабы уже приобретены, к концу года автосалоны будут готовы.

О самом амбициозном проекте «Астана Моторс» рассказал генеральный директор Бекнур Несипбаев. Это завод легковых автомобилей Hyundai в индустриальной зоне Алматы. Капсула на месте строительства была заложена в апреле 2019, а в конце декабря уже была проведена тестовая крупноузловая сборка первого автомобиля. Готовы склад компонентов, сборочный, сварочный цеха и цех окраски пластиковых деталей – порядка 25 тыс. кв. метров производственных площадей. Сейчас строится окрасочный цех – он должен быть закончен до марта, а запуск завода уже на мелкоузловую сборку намечен на сентябрь 2020.

- Мы будем осваивать сварку, окраску, будет ванна, где методом катодного электрофореза будут обрабатываться сваренные нами же кузова, - отметил Несипбаев. – Кроме того, мы видим большие перспективы в производстве компонентов, есть возможность продавать их на завод в Санкт-Петербурге.

Крупноузловая сборка – это только первая ступень производства, заверил аудиторию Нурлан Смагулов.

- В сентябре 2020 года мы будем из штампов варить кузов, из кузова делать машину и таким образом добьемся локализации более 50%. Завод автокомпонентов мы будем строить в 2021-22 годах, тогда будут производиться сиденья, стекла, пластиковые изделия, и это будет по-настоящему казахстанский автомобиль. Наша идея – построить цеха и пригласить малый и средний бизнес, чтобы они для нас делали автокомпоненты, то есть создавать вокруг себя кластер малых предприятий, - поделился планами Смагулов, добавив, что «штамп» корпуса автомобиля производить в Казахстане не получится – для этого нужен объем 250-300 тыс. единиц в год.

Пока же цель на 2021 год – производство 30 тыс. автомобилей Hyundai всех моделей.

- Нам дали возможность поставлять автомобили из Казахстана в Узбекистан, и это тоже большое подспорье, - сказал основатель компании. - Сегодня мы обсуждаем возможность поставки автомобилей с этого завода в Украину, это очень большой европейский рынок, и тогда наш завод сможет производить не 30 тыс., а 45 тыс. автомобилей в год.

Завод легковых автомобилей Hyundai – второй для Astana Motors, с 2011 работает Hyundai Trans Auto, где собирается коммерческая техника. Так, в прошлом году почти 500 единиц коммерческой техники – грузовиков и автобусов – произвело это предприятие. Автобусы от Astana Motors уже выехали на маршруты в Алматы.

- Я поддерживаю, что государство начинает ужесточать требования к автопрому. Это правильно: если государство дает преференции, то автопром должен брать на себя обязательства вкладывать деньги именно в производство, в дальнейшую локализацию, а не просто в крупноузловую сборку. Все, кто брали на себя обязательства по выполнению условий, должны их выполнить. На сегодняшний день известно, что «СарыаркаАвтоПром» выполнил условия государства, наш завод выполнит уже в сентябре 2020 года, - уверен Смагулов.

По словам Бекнура Несипбаева, для произведенных мелкоузловой сборкой на алматинском заводе автомобилей Hyundai удастся снизить цену на 3-4%.

На вопрос Forbes.kz о рынках сбыта для 30 тыс. произведенных авто – ведь ёмкость казахстанского рынка ограничена, в Узбекистане агрессивно поддерживают свой автопром, а у украинцев под боком вся Европа - Бекнур Несипбаев ответил так:

- Вопрос об Украине мы обсуждаем с Hyundai Motor Company, потому что на данный момент поставки двух моделей, Accent и Creta, из Российской Федерации в Украину запрещены. Соответственно, данные модели украинский рынок покупает в Южной Корее или Индии, и с учетом логистики и таможенных пошлин это выходит дорого, поэтому Hyundai в Украине потеряли объем продаж: с 10-12 тыс. до 5 тыс. в 2019, то есть продажи упали в два раза. Соответственно, Hyundai Motor Company и украинский дистрибьютор заинтересованы покупать Accent и Creta, произведенные в Казахстане, и поставлять их в Украину. Тем более что у нас есть межправительственное соглашение по преференциям, поэтому Украина – это перспектива ближайшего будущего.

В Узбекистане, как отметил Несипбаев, объем продаж пока невелик – всего 244 авто, но это очень перспективный рынок.

- Правительство Узбекистана понимает, что рынок нужно открывать, нужна здоровая конкуренция, потребители хотят видеть и других производителей. Так, в 2019 году были снижены таможенные пошлины на автомобили стоимостью выше 40 тыс. долларов, - отметил он. – Если говорить о других странах, то мы смотрим на Таджикистан, Кыргызстан – можно поставлять туда 200-300 автомобилей в год. На 2020 год мы ставим задачу выйти на 17-18 тыс. единиц продажи Hyundai в Казахстане. Если рынок вернется к показателям 2013-2014 годов, то можно и 25-30 тыс. продать.

Нурлан Смагулов рассказал о намерениях поставлять продукцию и на рынки дальнего зарубежья.

- Мы на собственный рынок рассчитываем на 20-25 тыс. в 2021, плюс 5-7 тыс. мы точно продадим в Узбекистан и Украину, и это по скромным подсчетам, - уточнил он.

Развивается и дилерская сеть компании: в конце 2019 открылись центры в Усть-Каменогорске и Атырау, на 2020 планируется открытие в Караганде. Кроме того, к двум точкам в Узбекистане есть планы добавить два автоцентра в Ташкенте и привлечь партнеров в Бухаре и Самарканде.

Общие показатели Astana Motors тоже вселяют оптимизм: налоговые отчисления за год – более 15 млрд тенге, обеспечено 1830 рабочих мест, с открытием завода эта цифра увеличится до 2,5 тыс., причем стоимость рабочего места у компании – более 35 млн тенге, а производительность одного рабочего – более 250 млн тенге. Оборот компании за 2019 год – более 267 млрд тенге.

- 2019 год меня, как основателя компании, радует, у нас очень много планов и много амбиций. Мы хотим оставаться лидерами автомобильного рынка Казахстана, - сказал в заключение Нурлан Смагулов.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить