Новый акциз: предприниматели требуют учитывать их мнение

9862

Отечественные производители сахаросодержащих напитков обеспокоены перспективой введения налога на их продукцию

ФОТО: pixabay.com

В середине прошлого года рабочая группа, созданная при Министерстве национальной экономики РК для выработки предложений по совершенствованию налогообложения и повышению доходов бюджета, представила свои идеи. В основном они отразили вторую часть названия группы - «повышение доходов бюджета». Так, было предложено увеличить НДС до 16% и КПН до 24%, а также ввести 20-процентный акциз на сахаросодержащие напитки (ССН) — это сладкие газированные напитки, сокосодержащие напитки, подслащенные чаи и кофе, спортивные и энергетические напитки.

Как считают в Ассоциации производителей безалкогольных напитков и соков, при обсуждении и формировании предложений остается без должного внимания позиция бизнес-сообщества. При этом разработчики ссылаются на опыт других стран, с которыми у Казахстана различаются пищевые привычки и предпочтения.

Впервые в Казахстане об акцизе на ССН заговорили в январе 2020. Представители Всемирного банка тогда провели пресс-конференцию, где порекомендовали ввести налог на сахаросодержащие напитки. «Смоделированное налогообложение в Казахстане по различным схемам может генерировать до 182 млрд тенге (0,25% ВВП) к 2022 году, а также сократить потребление сахаросодержащих напитков по примеру других стран», - отметила доктор Кейт Мандевилл, старший специалист по здравоохранению Всемирного банка.

Пункт об акцизном налоге на ССН есть в концепции Национального проекта по новым подходам формирования здорового образа жизни на 2022-2025 годы, разработанной Министерством здравоохранения. Ранее, в 2019, Минздрав уже вносил предложения обложить дополнительным налогом продукты с повышенным содержанием соли и сахара, но тогда никаких конкретных позиций не называлось. В проекте по ЗОЖ указаны конкретные цифры: акцизный налог на сахаросодержащие безалкогольные напитки (в эквиваленте цены 0,5 бутылки СНН – 200 тенге), со ставкой 7% в 2021 году, и с последующим повышением до 2025 года - 17,5%, 25,5%, 35,5%, 45%. Проект находится на стадии публичного обсуждения, которое продлится до 20 мая 2021.

Аргументы докторов понятны: нерациональное питание с преобладанием углеводов в рационе и малоподвижный образ жизни приводит к росту неинфекционных заболеваний, в первую очередь сердечно-сосудистых и сахарного диабета. И производители сахаросодержащих напитков полностью согласны с медиками: здоровье населения должно быть приоритетом, в первую очередь при принятии новых законов. Но относительно необходимости удорожания продукции они настроены решительно против, и на то у предпринимателей есть весомые основания.

Свои возражения Ассоциация производителей безалкогольных напитков и соков перечислила в обращении к вице-министру национальной экономики РК Азамату Амрину, отправив копии письма в Минфин, Минсельхоз и в национальную палату предпринимателей «Атамекен».

«Считаем, что Казахстану навязывается дискриминационная налоговая схема, когда объектом налогообложения выбирается индустрия напитков. Предложение о введении акцизного налога на безалкогольные напитки неэффективно для Казахстана ни в экономическом плане, ни в плане оздоровления, в тоже время последствия для отрасли крайне негативны», - отметила глава ассоциации Алия Мамытбаева.

Производители недоумевают, почему именно напитки стали мишенью в проекте оздоровления населения. По данным ассоциации, потребление безалкогольных напитков в среднем на одного казахстанца за период с 2012 по 2019 варьировалось от 36,7 до 49,2 литра, что меньше мирового показателя по итогам 2018 года на 41,2%. В Мексике — стране, которая первая ввела акциз на ССН (и не добилась, кстати, особого успеха в борьбе с ожирением), пьют почти по 200 литров в год, в Японии (где нет вовсе таких проблем) каждый житель выпивает около 400 литров сладких напитков. Это даже больше, чем в США - 357 литров на человека в год. В сладких напитках в среднем 9,6 грамма сахара на 100 граммов продукта, тогда как плитке темного шоколада — от 35 граммов, а в шоколадном батончике сахар составляет до 60%. По подсчетам ассоциации, вклад сахаросодержащих напитков в калорийность рациона казахстанцев составляет менее 2%.

Введение акциза на сахаросодержащие напитки по «образу и подобию» подакцизных сигарет и алкоголя поставит знак равенства между лимонадом и водкой, предполагают бизнесмены, при этом будет проигнорирован вред от употребления соленых или жирных продуктов. Вообще деление на вредные и полезные продукты производители называют некорректным.

Но основной упор в ассоциации делают на экономической целесообразности нового акциза. Производители сомневаются, что бюджет действительно получит дополнительные средства именно в таком объеме, который прогнозирует Всемирный банк. В исследовании банка приводятся в основном не результаты действия налога на ССН в других странах, в частности Мексике и Великобритании, а прогнозы, сделанные за 2-3 года до введения этой меры. Тогда как, согласно исследованию российского НИУ «Высшая школа экономика», применение акциза не приведет к серьезному приросту налоговых поступлений в бюджет из-за сокращения продаж и сбора других налогов.

Если позитивные последствия акциза на ССН пока неопределенны, то негативные в Ассоциации производителей безалкогольных напитков и соков могут перечислить уже сейчас, и с конкретными цифрами. Пострадает 431 компания, из них крупные - 1,6%, средние - 3%, малые - 95,4%, то есть в основном удар придется на малый бизнес. Из этих компаний 101 — производители, остальные — дистрибьюторы, а это урон для смежных отраслей: транспортно-логистической, торговой и т. д.

«Эластичность спроса в отрасли в среднем — 1,5. Это значит, что повышение цены на 10% приводит к снижению спроса на 15%, - объясняет президент ассоциации Алия Мамытбаева, - Так, например, при введении 20-процентного акциза производство упадет на 26,4%». Так как средняя рентабельность в индустрии составляет 15%, следовательно, дополнительная нагрузка в виде 20% неизбежно вызовет рост цен и в конечном итоге ляжет на конечного потребителя.

По прогнозам ассоциации, налогооблагаемая база в последующий год после введения акциза снизится с 131,56 млрд тенге до 96,83 млрд тенге; снижение налоговых поступлений из фонда заработной платы составит 5,84 млрд тенге, в том числе ИПН (10%) - 2,72 млрд тенге (при средней заработной плате 180 тыс. тенге), социальный налог (9,5%) - 2,58 млрд тенге, медицинское страхование (2%) - 0,544 млрд тенге. Снижение корпоративного подоходного налога может достигнуть 5,21 млрд тенге, а НДС - 4,17 млрд тенге. Общее уменьшение поступлений в бюджет по всем видам налогов, по данным ассоциации, может составить 15,22 млрд тенге.

Да и что касается оздоровления населения, все не так однозначно. Например, налогообложение напитков не входит в число наиболее эффективных мер по борьбе с неинфекционными заболеваниями, перечисленными в докладе директора по профилактике неинфекционных заболеваний ВОЗ Дугласа Бетчера (2017). В отчете Глобального института McKinsey «Преодоление ожирения: первоначальный экономический анализ» (2014) налогообложение сахаросодержащих напитков тоже не входит в первую десятку из 40 предложенных мер в борьбе с ожирением. Более действенными институт считает изменение рецептуры напитков, уменьшение размеров порций и просветительскую работу с потребителями. И здесь казахстанские предприниматели полностью согласны с международными экспертами и готовы прикладывать все усилия для продвижения здорового образа жизни среди соотечественников.

Подводя итоги, глава ассоциации затронула ещё один аспект — введение маркировки товара. «Недавно помимо акцизов правительство приняло решение о введении пилотной стадии по маркировке сахаросодержащих напитков и бутилированной воды. Если следовать российскому сценарию, это будет означать обязательную маркировку. При этом обоснования были аналогичными – высокое потребление сахаросодержащей продукции, - объяснила Алия Мамытбаева. - Это вызвало по крайней мере недоумение представителей индустрии, так как нет никакой взаимосвязи между этими вопросами, ведь основной целью маркировки является борьба с нелегальным оборотом. Поэтому возникает следующий логичный вопрос: есть ли вообще согласованный сбалансированный подход в этих вопросах у правительства в целом и государственных органов в частности?»

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить