Как изменятся в ближайшие пять лет путешествия по воздуху

11465

Тренды, определяющие будущее глобальной индустрии авиаперевозок

ФОТО: © Depositphotos.com/duha127

Начиная с 2010 доходы авиакомпаний только росли. В 2017-м, согласно информации Международной ассоциации воздушного транспорта, их совокупная прибыль достигла $38 млрд. Рост был достигнут главным образом за счет показателей североамериканских авиаперевозчиков, чьи доходы увеличивались благодаря растущему пассажиропотоку, сильному доллару и крепкой экономике США. В других частях мира операционная прибыль крупных авиалиний в основном превышала 10%. Маржа некоторых перевозчиков переваливала за 20%. Такие лоукостеры, как WizzAir, Ryanair и Spirit, продемонстрировали отличные результаты.

По прогнозам The Boston Consulting Group, в ближайшее десятилетие объем глобального рынка коммерческих авиаперевозок значительно увеличится. Локомотивом роста станет Азия: пассажиропоток в этом регионе взлетит на 85%. Тем не менее крупнейшую долю рынка сохранит Северная Америка. Что касается Европы, то здесь индустрия претерпит наибольшие изменения. Крупнейшие концерны вроде Lufthansa, IAG и Air France-KLM упрочат свои позиции. Лоукостеры (Ryanair, easyJet и WizzAir) тоже будут чувствовать себя неплохо.

Макроэкономическая и геополитическая нестабильность, ожидание замедления роста мировой экономики – все это способствует росту беспокойства в среде авиаперевозчиков. Эта индустрия всегда сильно зависела от экономических циклов. Опасения за экономический рост, торговые войны и рост националистических настроений, скорее всего, тоже на нее повлияют. В такой обстановке залогом преуспевания авиалиний становится хорошее планирование. Для того чтобы планировать было легче, в BCG составили список трендов, которые сформируют будущее авиаперевозок.

Потребитель – в центре внимания

В ближайшие пять лет путешествия по воздуху станут гораздо более персонализированными. Анализ данных о клиентах позволит авиалиниям создавать продукты, которые будут отвечать индивидуальным запросам пассажиров как во время полета, так и до него. Система развлечений в самолетах изменится таким образом, что будет предлагать каждому отдельную программу на основе его предпочтений.

Такая индивидуализация предполагает создание целых экосистем, которые помогут компаниям лучше понять своих клиентов и обезопасить их в случае форс-мажора. Например, если рейс задерживается, гостиничная бронь пассажира будет автоматически перенесена на более поздний срок. Таким образом перевозчики будут сохранять лояльность покупателей и в то же время увеличивать свои доходы.

Анализ больших данных уже стал неотъемлемой частью коммерческих авиаперевозок, и его применение будет только расширяться. Компании будут собирать информацию о длительных отрезках жизни клиентов, начиная с момента планирования путешествия и заканчивая послеполетным периодом. Это станет возможным как благодаря собственным ресурсам перевозчиков, так и с помощью данных, которые будут предоставлять третьи стороны.

Авиакомпании станут использовать искусственный интеллект и машинное обучение для создания индивидуальных предложений. Изменится ценовая политика: вместо традиционной дифференциации цен на билеты будут применены такие принципы, как динамическое ценообразование. Другая область, которую затронут перемены, – это маркетинг. Алгоритмы помогут создавать рекламу, которая найдет отклик в каждом потенциальном пассажире, – для этого будет использована информация о его предыдущих путешествиях и общих вкусовых предпочтениях.

Зеленое наступление

Требования к экологической безопасности полетов в ближайшие пять лет будут нарастать. К проблеме глобального изменения климата приковано внимание мировой общественности, и некоторые авиалинии уже пообещали значительно снизить количество вредных выбросов. Эксперты считают, что скепсис по отношению к существующим практикам в индустрии в какой-то момент грозит перерасти в полноценный протест.

Давление на авиационную отрасль оказывают разные группы, например регуляторы. Так, власти Франции предложили ввести дополнительную меру по снижению вреда для экологии от авиатранспорта: каждый билет на рейс в страну ЕС должен облагаться налогом в Ђ1,5. Правительства азиатских стран тоже ужесточают экологическое законодательство. Четыре крупных индийских аэропорта уже достигли углеродной нейтральности. Китай всерьез взялся за охрану окружающей среды, запретив импорт пластиковых отходов в 2017. С другой стороны, США в ближайшие годы вряд ли пойдут в том же направлении.

Авиаперевозчики вынуждены будут иметь дело с гораздо более требовательными клиентами в лице молодых людей. Многие из них настолько экологически сознательны, что будут отказываться от самолетов в пользу скоростных поездов или других видов транспорта. Кто-то будет стараться летать на дальние расстояния как можно меньше. В ближайшие годы подобное самоограничение вряд ли распространится за пределы Европы, но в будущем вполне может повлиять на индустрию в мировом масштабе.

Корпоративные клиенты последуют за общими настроениями и будут снижать расходы на путешествия по воздуху, заменяя персональные встречи онлайном. Инвесторы в свою очередь станут отдавать предпочтения тем компаниям, которые как можно меньше вредят экологии.

Кардинально решить проблему экологичности авиаперевозчикам не удастся, пока существует главный виновник выбросов – авиакеросин. Работа над созданием его замены – устойчивого авиационного топлива (SAF) – продолжается, однако в ближайшем будущем вряд ли приведет к значительным изменениям. Инвестиции в разработку устойчивого топлива требуются огромные – осилить их можно общими усилиями авиакомпаний, нефтегазового сектора и других заинтересованных сторон.

Прощай, авиакасса

Традиционные формы продаж авиабилетов постепенно уступают место новым каналам. Молодежь предпочитает покупать билеты по WhatsApp, а не в кассах, и многие авиалинии стараются осваивать новые формы взаимодействия с клиентами. Социальные сети и мессенджеры стали местом общения компаний со своими, преимущественно молодыми, клиентами. Эта тенденция в будущем только усилится.

Технологические гиганты из Кремниевой долины влияют на авиаиндустрию и в других областях. Google, владеющая колоссальным массивом данных, может, как никто другой, помочь потребителям в планировании путешествий. Amazon и Alibaba уже открыли сервисы по брони билетов: первый сотрудничает с индийской Cleartrip, а второй запустил платформу Fliggy. По всей видимости, обе компании готовят очередную глобальную экспансию в новой для себя сфере. Для авиалиний это открывает новые возможности: Singapore Airlines, например, объявила о партнерстве с Alibaba, которое поможет завоевать быстрорастущий китайский рынок.

Прошлое десятилетие выдалось удачным: индустрия авиаперевозок росла рекордными темпами. Ближайшие пять лет, по мнению экспертов BCG, будут сложнее. Глобальные тенденции, некоторые из которых описаны выше, изменят ландшафт рынка воздушных перевозок. Отрицать эти тренды – значит обречь компанию на постепенное угасание. Лидерами рынка останутся лишь те, что смогут разработать детальную стратегию, в которой будут отражены сегодняшние вызовы.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить