Новая реальность

18569

Как проект с казахстанскими корнями расширяет границы применения VR-технологий

ФОТО: архив пресс-службы

Еще будучи школьником, сооснователь и управляющий директор компании ORBI Inc 28-летний алматинец Искандер Рахманбердиев понял: для того чтобы стать успешным, недостаточно просто хорошо учиться. Нужно суметь найти и удержать баланс между интеллектуальной, эмоциональной составляющей и жизненной энергией, тем, что в английском языке называется intelligence quotient, emotional quotient и vitality quotient. Рецепт сработал. Окончив Республикаaнскую физико-математическую школу с аттестатом «Алтын белгi» в 2009 году, молодой человек поступил в Калифорнийский университет в Беркли.

Несмотря на серьезную учебную нагрузку, будущий специалист в области прикладной ядерной физики решил не ограничиваться занятиями в студенческой аудитории. Он находил возможность для работы над собственными инженерными идеями, урывая драгоценные часы у сна. В те времена, вспоминает собеседник, поспать удавалось максимум шесть ночей в неделю. «Вместе с единомышленниками мы создали клуб Hackers@Berkeley, в котором было два простых правила. Первое – каждый член клуба был обязан презентовать как минимум один мини-проект в месяц перед остальными. Второе – в ходе презентации автор проекта обязан был научить присутствующих как минимум одному из участков разработки, желательно с использованием новых программных библиотек. Эти простые правила требовали усилий от каждого из участников, и в этом суть культуры Беркли – «мы группа трудоголиков, жаждущих новых вызовов», – рассказывает Искандер. В итоге численность сообщества молодых инженеров за два года выросла с 12 до 700 человек, лучших выпускников старалась схантить каждая вторая компания Кремниевой долины, и сегодня основатели клуба занимают лидирующие позиции в таких компаниях, как Cruise, Waymo и Apple, либо создали собственные проекты.

Первым стартапом казахстанца стали программируемые конструкторы INDYBO, однако, пройдя трехмесячную программу в акселераторе Techstars London и потратив девять месяцев на пользовательское тестирование продукта, Рахманбердиев осенью 2015-го принял решение свернуть проект и начать работу над новым.

«За несколько месяцев до этого я познакомился со своим будущим компаньоном Адилем Суранчиным. К нему обратились с просьбой рассмотреть возможность создания камеры для конференц-звонков, снимающей в формате 360 градусов, и Адиль решил проконсультироваться со мной», – вспоминает Искандер. Идею камеры для конференц-звонков он не оценил как не представлявшую большого коммерческого интереса. А вот мысль о создании носимой камеры показалась более перспективной: в 2015–2016 годах VR-системы находились на пике популярности, известные профессиональные студии создавали контент для них, но простого инструмента, который позволил бы делать это массовому пользователю, на тот момент не существовало. Казахстанские предприниматели решили восполнить пробел.

«Идея очков родилась не сразу. Сначала мы хотели создать head-band, но довольно быстро отбросили эту мысль, потому что такой форм-фактор не предполагает жесткой конструкции, а это создает дополнительные сложности в использовании. Показалось, что очки будут слишком тяжелыми, но, увидев в одном из магазинов Google Glass, я понял, что опасения напрасны – на лице они практически не ощущались», – рассказывает собеседник.

Еще один проблемный момент был связан с формированием команды, в частности, с поиском специалиста на вакансию главного технического директора. Прошерстив рынок труда постсоветского пространства, Искандер и Адиль остановили выбор на Александре Морено из Санкт-Петербурга. Таким образом, в начале 2016-го появился костяк команды, за почти четыре года штат ORBI вырос до 20 высококвалифицированных инженеров, за плечами каждого из которых большой опыт работы в индустрии.

Авторы проекта сразу решили, что новинка должна отличаться от всего, что на тот момент предлагала индустрия VR. Опыт работы над предыдущими проектами научил Искандера: успешный продукт, во-первых, должен быть инновационным и при этом удобным для пользователя, а во-вторых, в десятки раз превосходить существующие решения. На рынке было представлено множество камер, снимающих видео в режиме 360 градусов, но их нужно было или держать в руке, или крепить к шлему либо велосипеду, а это неудобно, особенно до тех пор, пока действие не вошло в привычку. Разработчики понимали, что рядовым пользователям вряд ли захочется возиться с дополнительным оборудованием. К очкам же люди привыкли, они надевают этот аксессуар, не задумываясь. ORBI открывали простор к созданию VR-контента от первого лица для массового сегмента и, что немаловажно, обеспечивал полную безопасность процесса – в этом плане у продукта команды с казахстанскими корнями не было альтернатив.

Искандер Рахманбердиев
ФОТО: Евгения Пастерская
Искандер Рахманбердиев

Дизайн очков разрабатывала группа профессионалов, в активе которых была работа с брендами Nike и Reebok, создание дизайна камер Sony. В итоге ORBI выглядят не как экзотический гаджет из фильма про пришельцев, а как стильные очки в элегантной оправе. В последнюю встроены четыре камеры, по две впереди и сзади, угол обзора каждой – 180 градусов по вертикали и 110 по горизонтали, что обеспечивает полный захват окружающего изображения. Очками можно управлять с помощью кнопок, размещенных на оправе, а также через мобильное приложение.

Много времени занял поиск вендоров, готовых взяться за производство технической «начинки», не обошлось без отказов и разочарований. «Один из производителей видеочипов сначала согласился работать с ORBI, но спустя несколько месяцев из-за нюансов, обусловленных рыночными факторами, отказался от нашего проекта. Было неприятно, но мы смогли выйти на другую компанию, и, кстати, выпущенные на ее предприятии чипы оказались более производительными и потребляют меньше энергии. В результате получилось, как в пословице: не было бы счастья, да несчастье помогло», – улыбается предприниматель.

Из-за подобных форс-мажорных обстоятельств сроки запуска продукта приходилось откладывать, но в 2018 году ORBI, несмотря на все трудности, вышли на рынок. Основная целевая аудитория продукта – путешественники, спортсмены, люди, которые каждые выходные выезжают на природу, чтобы посвятить время активному отдыху.

По словам Искандера, со дня основания компании в проект инвестировано более $6 млн. Изыскать столь серьезные средства едва ли удалось бы без привлечения финансирования со стороны. В 2016-м проект был анонсирован на краудфандинговой платформе Indiegogo и собрал предзаказы на сумму свыше $360 тыс. из 70 стран мира. ORBI поддержали известные казахстанские бизнесмены Бахаридин Аблазимов и Кенес Ракишев (№45 и №7 рейтинга богатейших бизнесменов Forbes Kazakhstan соответственно), на начальном этапе инвестировавшие в проект свыше $3 млн. Впоследствии удалось привлечь новых инвесторов, в том числе одного крупного, чье имя Искандер пока предпочитает не озвучивать. «Создание такого сложного продукта, как ORBI, невозможно без серьезных инвестиций, но мы смогли оптимизировать затраты и на разработку потратили примерно в 5 раз меньше, чем американские компании», – утверждает собеседник.

В настоящее время компания работает над усовершенствованной версией продукта, в середине лета 2020-го она появится в магазинах крупной американской сети по продаже бытовой техники и электроники Best Buy и в Apple Store, розничная цена составит $450.

Но основатели проекта решили не ограничиваться сегментом частных пользователей. Наработанные за четыре года техническая экспертиза и интеллектуальная собственность открыли возможности для выхода в корпоративный сегмент. B2B-решение адресовано в первую очередь вещательным корпорациям, транслирующим матчи по американскому футболу – пожалуй, самому популярному виду спорта в США. Устройство выполнено в виде футбольного шлема, транслирующего матчи глазами игроков в формате 8K в сети 5G. Используемые в производстве технологии искусственного интеллекта подбирают лучшие ракурсы в режиме реального времени, без задержек. Как говорит Искандер, данное решение поможет вещательным корпорациям не только вернуть аудиторию, на волне роста популярности стриминговых сервисов отказавшуюся от подписки на кабельные каналы, но и привлечь молодое поколение зрителей, ценящих экшен, эффект присутствия на поле.

Традиционно бродкастинговые компании зарабатывали на ежемесячных платежах от пользователей, подписанных на кабельные пакеты, но в последние пять-семь лет люди отказываются от услуг кабельного ТВ. Один только канал ESPN потерял за это время более 15 млн зрителей, не успев создать стриминговый сервис. Новый продукт от ORBI, считают разработчики, позволит вещательным корпорациям заработать на премиальных сервисах, на развлекательном формате подачи информации. Каждый фанат американского футбола мечтает увидеть игру глазами игроков, и люди, в том числе молодые, готовы платить за такую возможность. «Спортивные мероприятия очень популярны в США – только Супербоул, финальная игра за звание чемпиона Национальной футбольной лиги, собирает 150 млн зрителей. Мы выходим на рынок В2В в самый жаркий период войн стриминговых сервисов, а спустя два года бродкастерам предстоит обновлять контракты с НФЛ, и стоимость каждого – примерно $2 млрд в год. Если учесть, что в 2021–2022 годах за право на трансляции американского футбола будут бороться крупные технологические компании, то цены возрастут в разы. Кто бы ни получил эти контракты, им придется искать новые источники доходов, и наше решение предоставляет такую возможность», – заявляет Искандер.

VR-индустрия, уверен предприниматель, обретает второе дыхание, прежде всего благодаря Facebook и его решениям Oculus Go и Oculus Quest, которые имеют большой потенциал для развития экосистемы VR и вывода на массовый рынок. Устройства, разработанные ORBI, нацелены на предоставление большого объема интерактивного контента как для традиционной, так и для VR-аудитории, а растущее предложение будет стимулировать спрос.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить