Неожиданный альянс

11222

Как технологии e-commerce меняют рынок недвижимости

ФОТО: Андрей Лунин

Следуя распространенному убеждению в том, что на относительно небольшом отечественном рынке e-commerce более высокие шансы на успех имеют крупные проекты, в последние годы становятся актуальными поглощения мелких игроков более крупными и различные форматы слияний. Не выпадает из общей тенденции и последний год. В конце 2018-го о начале сотрудничества объявили казахстанский онлайн-сервис объявлений OLX и сайт по продаже новостроек Homsters.kz. Результатом, по расчетам сторон, должны остаться довольны как оба ресурса, так и их пользователи: потенциальная аудитория совместной платформы на старте проекта была оценена в 9 млн человек. При этом речь идет лишь об операционном объединении бизнеса – стороны остались в текущем юридическом статусе, то есть две независимые ­команды стали работать вместе, чтобы получить эффект синергии.

Неожиданный, на первый взгляд, альянс затрагивает сразу несколько отраслей: рынок недвижимости, банковский сектор и рынок электронной коммерции. Казахстанский рынок жилой недвижимости начал смещение в интернет, возможно, несколько позже других отраслей, чему есть объяснение. Собственное жилье – пожалуй, самая серьезная покупка для любой семьи, а потому «товар» нужно увидеть лично, не доверяясь исключительно информации и фото. Вместе с тем со временем застройщики наряду с традиционными способами офлайн-рекламы стали активнее использовать онлайн-рекламу и продвижение в соцсетях, разрабатывать специализированные сайты на высоком профессиональном уровне. Соответственно, потенциальный покупатель стал предварительно изучать подробную информацию о застройщике и объекте в интернете и, лишь если она представляет интерес, обращаться непосредственно в компанию. По оценкам экспертов, к помощи интернета в поисках сведений об объектах недвижимости сегодня прибегают свыше 80% граждан.

По данным Комитета по статистике МНЭ, в июле 2019 года количество сделок купли-продажи жилья по сравнению с предыдущим месяцем выросло на 9,9%, а за январь – июль 2019 года по сравнению с соответствующим периодом 2018 года – на 24,4%. Таким образом, рынок оживает.

«Основная цель нашего партнерства – помочь покупателю найти свой идеальный дом, обеспечив наличие максимально полной и достоверной информации о новостройках», – комментирует управляющий партнер Homsters.kz Мария Рен. Основной вклад в партнерство со стороны Homsters.kz – технологическая платформа, уже заслужившая доверие со стороны застройщиков и покупателей, где содержится информация о более чем 900 объектах недвижимости на первичном рынке.

Вклад OLX – сила бренда и доступ к массовой аудитории. «Наш сервис ежемесячно посещают около 9 млн пользователей. По данным на конец 2018 года, за пять лет присутствия на рынке через OLX совершено более 11 млн транзакций на сумму 3,5 трлн тенге, при этом около 1 млн – в разделе «Недвижимость». За минувший год в этом разделе произведено более 350 тыс. транзакций, четверть которых – покупка и продажа жилья. Мы надеемся, что с помощью альянса с Homsters.kz этот процесс станет более простым и продуктивным, а выгоду от сотрудничества также получат застройщики и банки», – отмечает генеральный директор OLX.kz Марина Ким.

Сегмент новостроек в последние годы более привлекателен для желающих улучшить жилищные условия. Он также более прозрачен, чем «вторичка», как для банков, так и для интернет-сервисов. Онлайн предоставляет достаточно большое количество инструментов, чтобы покупатель мог сделать выбор в соответствии со своими требованиями. Хотя главные критерии – цена и расположение объекта – остаются неизменными, по мере развития рынка требования потенциальных новоселов расширяются. Так, значение имеют качество отделочных работ, планировка, инфраструктура ЖК и прилегающего района. Важную роль при выборе квартиры играет наличие различных финансовых инструментов, предлагаемых для покупки застройщиком. Удобнее и быстрее оценить все эти факторы в несколько кликов, чем собирать информацию, обзванивая и посещая отделы продаж. На онлайн-сервисе у пользователя есть возможность анализа локации, сравнения конкурентных объектов, застройщиков, виртуальных туров по будущей квартире и ЖК. Исходя из своего опыта, эксперты Homsters.kz утверждают, что среднестатистический покупатель, прежде чем окончательно определиться с выбором, направляет до 10 заявок в отделы продаж. IT-решения и технологии виртуальной реальности помогают на первой стадии отсечь заведомо неподходящие варианты.

В режиме онлайн можно получить и расчет по будущей ипотеке, узнать об акционных предложениях от застройщиков или о том, входит ли ЖК в число объектов, доступных по госпрограммам. В последние годы казахстанский рынок недвижимости растет во многом именно благодаря последним, в частности «7–20–25», и Homsters.kz является партнером по первичному рынку официального оператора программы. Воспользовавшись фильтрами на сайте, покупатели могут найти ЖК, соответствующие условиям программы, написать заявку ее оператору или напрямую в банк.

Согласно заявленным планам, к концу 2019 года более 30% всех покупок квартир в новостройках будет совершаться через объединенный сервис Homsters.kz и OLX, и, по словам участников альянса, им уже удалось приблизиться к этой цели. «Мы хотели сделать наш сервис более популярным, доступным для казахстанцев, и партнерство с крупнейшим онлайн-сервисом объявлений дало возможность представить Homsters.kz миллионам пользователей, которые ежемесячно посещают OLX. Мы также стремились повысить уровень удовлетворенности сервисом покупателей, застройщиков, банков – и по результатам нескольких месяцев можем сказать, что добились результата. Уровень удовлетворенности наших партнеров из числа застройщиков, например, вырос на 6% при изначально довольно высоком показателе. Каждый месяц через наш сервис покупатели отправляют более 20 000 заявок в отделы продаж застройщиков на покупку квартир, мы тесно сотрудничаем с 25% всех застройщиков страны», – говорит Рен.

По мнению экспертов, сотрудничество между двумя игроками отражает общие тенденции на рынке e-commerce. Крупные компании и ресурсы становятся более успешными, и консолидация в различных форматах становится одним из оптимальных путей к получению прибыли. Как отмечает руководитель Satu.kz Максим Мельник, реалии сегодняшнего дня таковы, что для крупных игроков один из перспективных путей развития заключается в создании вокруг покупателей экосистем, которые помогут сделать онлайн-шопинг простым и удобным и позволят не ограничиваться одним ресурсом. Рынок e-commerce идет по пути создания экосистем, и в выигрыше заведомо окажутся компании, которые смогут предложить пользователям комплексный и удобный в использовании продукт.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить