Ненастоящая «удаленка»

5893

Полностью удаленная модель кажется не самым оптимальным вариантом для казахстанских компаний, потому что возможность найма в различных локациях влечет не только плюсы, но и высокие издержки на HR

ФОТО: pixabay.com

Гость понравившегося мне подкаста от Andreessen Horowitz заметил, что, говоря об онлайн-образовании, важно помнить: «то, что мы видели в конце прошлого учебного года, это не онлайн-образование, это отчаянные меры по придумыванию в экстренном порядке чего-то, похожего на онлайн-образование». Так и удаленная работа, на которой мы оказались весной, – по сути, просто реакция работодателей на происходящее, а не то, как это должно быть.

Вариаций оказалось достаточно много. Так, некоторые сотрудники крупных компаний вынуждены регулярно приходить в офис за документами и для того, чтобы войти с офисного Wi-Fi в корпоративные порталы. Меня удивил один из банков, чье подразделение организованно перевело чаты в Telegram и перешло на ряд новых софтовых решений, работающих за пределами корпоративной сети. Я ждала чего-то на порядок более сложного и заточенного на безопасности, но, с другой стороны, почему бы и нет? Проще всего адаптация произошла у предприятий, чьи сотрудники и раньше проводили много времени вне офиса, а также у небольших IT-компаний, где количество работников 10–20 человек и большинство общих ресурсов – облачные.

Интересно, что с ослаблением карантина и постепенным возвращением в офисы в Казахстане не очень заметен тренд, ярко выраженный в США и ряде европейских стран, – переход на постоянную «удаленку». Так, Facebook, Twitter, Microsoft и ряд других компаний сделали публичные заявления о возможности сотрудников работать удаленно всегда, а Amazon говорит о введении такой опции до середины 2021 года.

Безусловно, для такого перехода важно наличие не просто желания, но и достаточного объема знаний, и здесь преимущество имеют компании, изначально созданные с фокусом на распределенные удаленные команды – Automattic, GitLab, Zappier и пр. При этом существует несколько моделей удаленной работы – от такой, при которой компания функционирует совершенно распределенно и глобально, до гибридной, когда часть сотрудников ходит в офис, а часть находится на «удаленке». Или вариант, когда команда распределена географически, но имеет офисы, куда можно прийти.

Интересно, что гибридная модель – это то, что проще всего сделать и что труднее всего поддерживать из-за сложности передачи полной информации между всеми членами команды. Полноценная удаленная работа заставляет всех все записывать, офисная позволяет все обсуждать. Гибридная же почти гарантирует, что без жесткой дисциплины часть коммуникаций останется в устном формате и «удаленщики» будут себя чувствовать выброшенными из коллектива, а их длинные сообщения и асинхронные ответы будут регулярно расстраивать тех сотрудников, которые сидят в офисе.

Полностью удаленная модель сейчас тоже кажется не самым оптимальным вариантом для казахстанских компаний, потому что возможность найма в различных локациях, а в идеале доступ к талантам по всему миру влечет не только плюсы, но и высокие издержки на HR (который должен уметь находить нужных работников глобально, понимать разницу в культурах и знать, как выстраивать асинхронные коммуникации в разных часовых поясах), а также повышенные требования к уровню привлекательности компании.

Что остается в таком случае? Думать о выстраивании удаленной работы в рамках некой региональной структуры, где ваши будущие сотрудники находятся в небольшом наборе понятных и ценностно близких географий – например, в Центральной Азии, России, на Украине, в Беларуси, и вы можете, не сильно усложнив процессы найма и менеджмента, получить доступ либо к более дешевым, либо к более экспертным ресурсам. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить