Немецкий стандарт

Как КНУ готовит специалистов будущего, которые работают по всему миру

Вольрад Роммель - президент КНУ
ФОТО: © Андрей Лунин
Вольрад Роммель - президент КНУ

«В сентябре проходила мимо наших студентов-маркетологов, говорю им «здравствуйте», а они молчат. Ну ничего, теперь уже все здороваются», – рассказывает старший преподаватель и руководитель отдела внутренних и внешних коммуникаций Казахстанско-Немецкого университета Наталья Брославская.

В находящемся в Алматы КНУ всего 850 студентов, как в обычной средней школе, – и это вместе с магистрантами. Все друг друга знают. В первые несколько дней первокурсников учат, как вести себя в столовой, вежливо общаться с однокашниками и преподавателями, а также ориентироваться в двух корпусах. Кстати, оба здания очень тесные, и нехватка площади для университета больной вопрос, но об этом позже. Сначала – о других особенностях работы вуза, коих немало.

КНУ, или, как его обычно называют в самом университете, DKU (Deutsch-Kasachische Universität), уже 22 года работает как частный некоммерческий вуз, то есть о прибыли речи не идет. Но при этом его довольно щедро спонсируют правительства Германии и Казахстана, общественные организации и бизнес-ассоциации.

Курс на сотрудничество

«С точки зрения современного менедж­мента, DKU – это компания, управляемая целью. Социальное воздействие – наша цель, – объясняет президент университета 66-летний Вольрад Роммель. – Мы убеждаем наших спонсоров в том, что можем внести вклад в устойчивое развитие стран Центральной Азии, Шелкового пути и быть мостом в научном обмене между Европой и Казахстаном. Наша деятельность направлена на интеграцию региона в глобальную цепочку зеленой экономики и устранение пробелов в навыках с помощью высокообразованных молодых людей, которые имеют огромный потенциал стать отличными инженерами, менеджерами или государственными служащими».

Бюджет университета складывается из нескольких источников: примерно 45% поступает от двух государств, из них около 85% – от Германии. Около 40% дает плата за обучение, и еще 15% – проекты, финансируемых третьими сторонами. Все излишки реинвестируются в образовательный процесс, исследования и трансфер технологий.

«Как и все университеты мира, мы живем за счет перекрестного субсидирования. У нас есть так называемые сash сows (прибыльные сферы деятельности. – Прим. авт.), которые уравновешивают дефицитные области. Создание репутации и знаний в области науки – это всегда инвестиции в будущее, плоды которых получим не только мы, но и прежде всего казахстанское общество», – объясняет Роммель.

Доктор Роммель возглавил DKU не так давно – в октябре 2021 года, и пока, по его словам, не реализовал все свои планы. Например, он предлагает принимать больше студентов и увеличить объем проектов. Однако эти задачи для университета сложны и многоступенчаты. Во-первых, банально не хватает места. Трехэтажное здание на улице Пушкина, переданное вузу в 2003 году после визита тогдашнего канцлера ФРГ Герхарда Шредера, вмещает только администрацию, один факультет и лаборатории. Другой корпус, бывшее посольство Германии в Казахстане, DKU арендует, и там тоже новых студентов размещать негде. Второе, еще более серьезное препятствие – это потребность в немецких преподавателях. Согласно модели образовательного процесса не менее 30% профессорско-преподавательского состава должно быть из Германии: их нужно найти, нанять и привезти в Казахстан, а для программы двойного диплома необходим немецкий вуз-партнер.

«Обучение в DKU ведется на русском, немецком и английском языках. Кроме того, студенты изучают казахский язык, – добавляет доктор Роммель. – Благодаря весомой поддержке Германской службы академических обменов (DAAD) и соглашению о создании консорциума с немецкими университетами мы имеем возможность приглашать лекторов и профессоров из Германии для ведения занятий на старших курсах».

ФОТО: © Андрей Лунин

Программы в DKU – важная особенность университета. Вуз работает на основе межправительственного соглашения Казахстана и Германии, заключенного в 2010 году. Это дает вузу не только особую степень академической свободы, не характерную для других оте­чественных университетов, но и двойное казахстанско-немецкое управление.

«Президент обычно назначается из Германии и имеет опыт управления немецкими и международными университетами. Позицию ректора, как правило, занимает ученый из Казахстана, имеющий опыт успешного управления местным высшим учебным заведением (сейчас это Асель Ажибаева, проработавшая в университете более 20 лет. – Прим. авт.). Членами наших надзорных органов являются общественные деятели из Казахстана и Германии. Такая модель транснациональной интеграции является секретом успеха DKU, – уверен Роммель. – Мы не просто филиал иностранного вуза. Структура финансирования DAAD, открытая для всех немецких университетов, позволяет нам ориентироваться на лучшую практику академического обмена с Германией в рамках сотрудничества с различными учебными заведениями».

Два в одном

Результат такого двустороннего сотрудничества – программа двойного диплома. Те студенты, которые за три курса успевают выучить немецкий для успешной сдачи TestDaF (Deutsch als Fremdsprache – экзамен на знание немецкого языка для иностранцев), а также имеют хорошие оценки по профильным предметам, на последний курс уезжают в Германию, где завершают обучение и проходят производственную практику в немецких компаниях.

«После возвращения из Германии в Казахстан студенты презентуют свои работы государственной экзаменационной комиссии для получения диплома казахстанского образца, – объясняет Роммель. – В настоящее время практически все наши программы бакалавриата открывают возможность получения двойного диплома. Партнерами по программам двойного диплома в Германии являются шесть университетов, ориентированных на прикладные науки: Университет прикладных наук Миттвайда, Университет прикладных наук Циттау/Герлиц, Университет прикладных наук Рейн-Вааль, Гамбургский университет прикладных наук, Университет прикладных наук Шмалькальдена и Технический университет прикладных наук Вильдау».

По данным доктора Роммеля, с 2010 года 163 студента успешно завершили обучение по программе двойного диплома и 40 человек в настоящее время продолжают обучение в Германии в рамках этой программы. Еще 10–20 студентов ежегодно участвуют в других программах академической мобильности, обучаясь в вузах Германии, Венгрии и Литвы.

На вопрос, сколько выпускников DKU остаются в Германии на постоянное местожительство, Роммель говорит, что «порядка 70% наших студентов программы «двойной диплом» уже во время прохождения обучения и производственной практики в вузах-партнерах в Германии получают job offer (предложение о работе) в немецкие и международные компании либо остаются в Германии для продолжения обучения в магистратуре».

«Наши выпускники работают в компаниях «большой четверки» – Mercedes-Benz, Volkswagen, Sony, Porsche – и во многих других международных корпорациях», – с гордостью отмечает собеседник, напоминая, что в последнем рейтинге НПП «Атамекен» DKU вошел в тройку лучших университетов Казахстана.

В будущем Роммель планирует сделать еще один шаг вперед – объединить два диплома в один. «Мы хотим предложить совместные программы с университетами-партнерами в Германии, то есть совместный университетский диплом, основанный на единой учебной программе с самого начала обучения и до его завершения, – объясняет он свою идею. – Мы планируем стать моделью европейского университета в Казахстане с учебными программами, которые регулируются исключительно европейскими и немецкими стандартами качества образования. Это должна быть интегрированная программа как бакалавриата, так и магистратуры. Особых трудностей я не вижу: у нас открытая модель университета, мы не являемся филиалом, не представляем какой-либо немецкий вуз, в то же время Казахстан – участник Болонского процесса».

Доктор Роммель знает, о чем говорит: когда он был президентом Саарландского университета техники и экономики, то уже реализовал подобный проект – общий диплом, признаваемый в Германии и Франции. «Мы тоже работали на основании межправительственного соглашения, и две стороны подписывали один диплом, который был действителен в двух странах, – уточняет собеседник.
Первый шаг к цели – обратиться к правительствам Казахстана и Германии, чтобы провести переговоры по поправкам в межправительственное соглашение. И руководство DKU намерено сделать это как можно скорее.

Актуальный выбор

В Казахстанско-Немецком университете на данный момент три факультета: инжиниринг и информационные технологии, мировая политика, экономика и предпринимательство. Помимо традиционных специальностей вроде маркетинга и финансов есть такие новаторские, как информационный инжиниринг в экономике, телематика и мобильные вычисления. В планах – развитие становящегося более актуальным направления: предотвращение и управление конфликтами.

ФОТО: © Андрей Лунин

В 2016 году в DKU была открыта кафедра ЮНЕСКО по управлению водными ресурсами, имеется соответствующая магистерская программа, которой тоже никто не откажет в актуальности. «У нас есть региональная потребность в исследовании, использовании и интегрированном управлении водными ресурсами, при котором учитывается совокупность факторов. По факту Центральную Азию объединяют только водные ресурсы, – объясняет кандидат философских наук, профессор DKU Рустам Бурнашев. – Даже из общей региональной энергосистемы можно выйти, но, если нам, скажем, не нравится водная политика Таджикистана, мы не сможем создать свою национальную модель управления водными ресурсами. И в этом случае сошлись интересы университета – предлагать региональную программу, интересы Казахстана – поддерживать такие программы – и интересы шести стран-партнеров, включая Афганистан».

Согласно стратегии DKU один из научных центров – Институт природных ресурсов – должен превратиться в Центр природных ресурсов и устойчивого развития. Управление водными ресурсами со временем станет одним из направлений устойчивого развития.

Свобода и возможности

Чем еще кроме актуальных программ и двойного диплома DKU привлекает студентов? «На протяжении многих лет одним из самых эффективных инструментов являются рекомендации наших выпускников. Мы замечаем, что есть семьи, члены которых обучаются в DKU из поколения в поколение. После дяди, тети, старшего брата или сестры в университет поступают младшие члены семьи», – отмечает Брославская.

Ежемесячно с ноября по май в университете проводятся дни открытых дверей, с недавних пор – тематические, на которых можно не только получить всю информацию о программах обучения, стипендиях и скидках на обучение, но и поучаствовать в мастер-классах или в лабораторных экспериментах. Для школьников проводится олимпиада DKU, призовые места в которой дают скидку на обучение. «Студенты Клуба амбассадоров DKU ежегодно проводят порядка 100 профориентационных мероприятий, посещая школы и колледжи с мастер-классами от нашего вуза, – добавляет Брославская, обращая внимание на еще одну особенность вуза: многочисленные стипендии, некоторые из которых включают в себя финансирование проживания в Алматы для иногородних студентов.

Гранты DAAD на обучение бывают трех видов и предоставляются за хорошую успеваемость, покрывая до 70% от стоимости: 1250 евро, 625 евро и 312,5 евро в год. Внутренние гранты на обучение в размере 25% от стоимости учебы получают студенты первого курса инновационных специальностей, лучшие выпускники школ с углубленным изучением немецкого языка, победители олимпиад DKU, республиканских и городских олимпиад по немецкому языку, лучшие выпускники центра довузовской подготовки DKU – всего более 40% контингента. Есть также стипендии от генерального консульства Германии для учащихся немецкой национальности за хорошую успеваемость и внутренние гранты на обучение в размере 50 и 25% для поступающих на магистерские программы. Кроме того, студентам, проживающим дальше 35 км от Алматы, выдают 125 евро в месяц на аренду жилья. Полная стоимость обучения на 2021/22 учебный год – 910 тыс. тенге за первый курс бакалавриата и 950 тыс. тенге за первый курс магистратуры.

Академическая свобода – еще один бонус для студентов. «У нас большое количество предметов по выбору, связанных с той программой, на которой учится студент. Обычно это инновационные направления, например, у маркетологов предмет по выбору – диджитал-маркетинг, который преподает обязательно практик. Это позволяет получить прикладные знания и претендовать на высокую зарплату сразу после окончания университета», – говорит Брославская.

В то же время есть обязательные дисциплины, которые требует Министерство образования и науки РК. «Если какая-то «непрофильная» дисциплина убирается из обязательной программы, университеты зачастую от нее избавляются, полагая, что, условно, инженеру не нужно знать философию или политический процесс. Тем самым вузы минимизируют свои затраты. Однако на самом деле мы не можем получить специалиста, который бы генерировал новые идеи и при этом знал бы дисциплины только по своей специальности, – уверен Бурнашев. – Чтобы порождать новые идеи, человек должен вписывать их в какой-то контекст – культурный, политический, он должен понимать философские основания изучаемой дисциплины. Если он не будет этого знать, он будет нормальным инженером, но не станет автором прорывных технологий».

ФОТО: © Андрей Лунин

Пример Германии

Сегодня никто не знает, какой будет, например, логистика через пять лет. Фундаментальные знания дают возможность быть конкурентоспособным, менять траекторию. Обучение таких специалистов – дело непростое и затратное, уверены в DKU.

«Казахстан то богатство, которое сейчас имеет, получил от нефтегазового сектора. Стране нужно развивать промышленность в других направлениях, необходимы новые технические кадры, – говорит Роммель. – Здесь не обойтись без государственной поддержки в первую очередь именно технического образования. Чтобы обучить инженера, нужны ресурсы, хорошие лаборатории, оборудование – это очень дорого. Если я с таким предложением приду к частному инвестору, тот скажет: нет, меня это не устраивает. Чтобы подготовить инженеров, которые могли бы дальше развивать страну, в первую очередь должно вкладываться само государство. Так делают все европейские страны, так делала и Германия после окончания Второй мировой войны – инвестировала бюджетные средства в подготовку по инженерным специальностям».

Несмотря на масштабные планы, DKU останется «небольшим, особенным университетом», отмечает доктор Роммель. «Это наше преимущество. Мы сочетаем междисциплинарное предметное образование с изучением иностранных языков. Это высокий стандарт, и он должен быть таковым», – уверен он.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
1129 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить