Не тот курс

8732

Вопреки расхожему мнению политика Нового курса, предпринятая администрацией президента США Франклина Д. Рузвельта, не победила, а, напротив, продлила Великую депрессию и кризис 1930-х. Правительство вдобавок к послевоенному долгу в $22 млрд потратило еще $15 млрд, но безработица, которая в первые годы президентства Рузвельта снизилась, затем снова выросла до рекорда, зафиксированного при его предшественнике Герберте Гувере. Тот понимал, что секрет восстановления экономического организма заключается в гарантии защиты частной собственности и свободы ценообразования, возможности просчитать риски и направить сбережения в прибыльные инвестиции. Гувер считал оправданным тратить средства только на продуктивные проекты, которые не обременяли бы налогоплательщиков и не вели к росту госдолга. Однако не был поддержан Конгрессом и избирателями. Пришедший ему на смену Рузвельт поднял налоги, изъял все частное золото, а затем повысил его курс, чтобы поддержать денежную массу и инфляцию. Распорядился уничтожать урожай и скот, чтобы цены не снижались, и даже платил фермерам, чтобы те ничего не производили. Было непонятно, это курс на социализм или капитализм.

Эта ситуация очень напоминает нашу. Мы тоже залили кризис деньгами. Огромные средства были потрачены на непродуктивные мероприятия и органы с раздутыми кадрами, но все, что мы получили взамен, это рост госдолга, инфляции и снижение инвестиций. Госзатраты не привели к созданию рабочих мест, конкурентной продукции, которая бы генерировала доходы и налоги.

Кредит – это предоставление заемщику права сберегателя на покупку товара с оплатой времени. Кредит создается товаром, образует и координирует спрос и предложение. Наша система кредита больна, потому что генерирует несбалансированный товаром долг, подает ошибочные сигналы экономике. В их основе – легальный грабеж сбережений, приводящий к созданию плохих долгов, их социализации и удушению мелкого розничного инвестора. Нац­банк расстроил процесс формирования рыночных ставок, мешает выгодно инвестировать, рассчитывать качество, стоимость и риск использования активов. Без такой информации невозможно планирование – только шараханье в темноте. Блага распределяются по командно-бюрократическому произволу, ведущему к убыткам, непотизму и коррупции. Без полного обеспечения банковских депозитов и рыночного определения ставки невозможны ни экономический расчет, ни стабильность банков.

Как сказал американский экономист Томас Соуэлл, трудно представить более глупый и опасный способ принятия решений, чем от управленцев, которые не платят за свои ошибки. Концентрация системы кредита и принятия решений в руках нескольких человек, которые не могут обладать всей полнотой информации, ставит всю нашу деятельность в зависимость от их милости. Это негативно отражается на общественном доверии, ведет к социальному инфантилизму, неравенству. Большие деньги получает не тот, кто трудится и создает пользу, а тот, кто использует монополию на эмиссию долга из воздуха и вынуждает остальных отдавать за него свои сбережения.

Следует приветствовать шаги президента Токаева по сокращению раздутой бюрократии, возврату личных вкладов из ЕНПФ. Лучшее решение проблем экономики заключается в снижении госдолга и непродуктивных затрат, в ликвидации черных дыр, поглощающих ресурсы без создания прибыльного производства, рабочих мест и налогов. Средства Нацфонда и ЕНПФ должны тратиться и инвестироваться их истинными собственниками. Тогда они будут использоваться более эффективно, принимая во внимание запросы общества.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить