На Восток

8291

Почему азиатские компании будут лидировать в постковидном мире

ФОТО: © Depositphotos.com/ChinaImages

Китайская поговорка гласит: «Дерево нужно было посадить еще 20 лет назад. Но можно это сделать и сегодня». Азиатские компании не теряют времени даром: вместо того чтобы ждать окончания пандемии, они извлекают из сложившейся ситуации пользу. В деловой культуре стран Азии издавна придавали особое значение проворности, агрессивности и стойкости. Эти качества пригождаются азиатским бизнесменам. Они стремятся стать лучше, богаче и сильнее, ставя перед собой амбициозные цели. И это в то время, когда многие компании в других частях света и не помышляют о великих свершениях, силясь остаться на плаву.

До начала пандемии COVID-19 азиатский бизнес переживал непростые времена. Несмотря на мощный приток капитала, многие компании теряли деньги: рыночная капитализация некоторых снизилась вполовину за последнее десятилетие. При этом лидеры рынка Азии чувствовали себя неплохо и сумели увеличить отрыв от других конкурентов. В постковидном мире пропасть между преуспевающими и отстающими только увеличится, прогнозируют эксперты McKinsey & Company.

Чтобы понять, как компаниям выстоять в эпоху COVID-19 и подготовиться к будущему, в McKinsey провели опрос 20 топ-менеджеров, представляющих лидирующие на рынке Азии компании. Все они без исключения уверены: пандемия – катализатор перемен для бизнеса, который ускорит многие существующие тренды. Ожидая хороших новостей от азиатского рынка в ближайшем будущем, респонденты поделились своим взглядом на основные тенденции мирового бизнеса.

Континент будущего

Опрошенные McKinsey управленцы работают в самых разных сферах. Все они считают, что расстановка сил в макроэкономике меняется. По мере увеличения численности среднего класса и удельного веса азиатских экономик в мировом ВВП растет и глобальное значение Азии. Отвечая на вопросы McKinsey, исполнительный директор сингапурского банка DBS Пиюш Гупта отметил: «Если посмотреть на рост благосостояния населения и потребления, становится очевидно, что Азия обгоняет основную часть мира».

При этом азиатские страны все больше зависят друг от друга. В ноябре 2020 года 15 государств Азиатско-Тихоокеанского региона подписали соглашение о всеобъем­лющем региональном экономическом партнерстве. Это приведет к созданию одной из крупнейших зон свободной торговли и углубит интеграцию между странами региона. Стремление отстаивать общие интересы на мировой арене несколько противоречит национализму, набирающему обороты в некоторых азиатских государствах. По мнению экспертов, несмотря на протекционистскую повестку, компании в Азии все же будут более взаимозависимы. По данным Глобального института McKinsey, интеграция уже идет полным ходом: в 2020 году на внутрирегиональный товарооборот пришлось 60% торговли в Азии. Кроме того, в прошлом году 71% вложений в азиатские стартапы были осуществлены внутренними инвесторами.

Одна из причин концентрации инвесторов на внутреннем рынке – геополитическая нестабильность. Торговые войны между Китаем и США, пандемия коронавируса – все это заставило многие азиатскии компании сфокусироваться на сотрудничестве с другими странами региона, а не с Западом. Бизнес в Азии боится пострадать от конфронтации геополитических блоков и предпочитает загодя подготовиться к возможным эксцессам, выстроив новые цепочки поставок, которые охватывают не весь земной шар, а страны, ближайшие к производству и рынку сбыта.

Еще раз про онлайн

Азиатский бизнес давно славится подкованностью в вопросах технологий. Пандемия укрепила его положение в том, что касается внедрения инноваций. Рост популярности цифровых решений привел к буму на рынке электронной коммерции и онлайн-банкинга – сфер, в которых Азия занимает лидирующие позиции. Пользователи Yono, приложения крупнейшего банка Индии SBI, могут не только осуществлять банковские операции, но и управлять инвестициями и заниматься шопингом. С момента начала пандемии в приложении ежедневно регистрировались более 30 тыс. человек. В приложении для телемедицины Ping An Good Doctor за тот же период стало в 8 раз больше пользователей.

Компании едва поспевают за растущей популярностью онлайн-решений. Индийская Tata Motors решила перевести в виртуальный формат весь процесс покупки автомобиля: от выбора модели, цвета кузова и комплектации до доставки. Многие бизнесы уже видят результаты внедрения цифровых решений. Благодаря искусственному интеллекту конгломерат Ping An Group сократил число сотрудников, занимающихся автострахованием, на 32%, при этом сохранив ежегодный рост бизнеса на уровне 50%. «По сути, мы стали продуктивнее более чем в 2 раза», – с гордостью отмечает Джессика Тан, глава Ping An Group. Другие азиатские компании могут похвастать похожими успехами – любовь к технологиям позволяет им с легкостью прибегать к помощи инноваций.

Азиатский размах

«У бизнеса полно долгов, поэтому в ближайшие год-два назреет необходимость рекапитализации многих компаний, – говорит Диюш Гупта из DBS. – Собственных средств у многих компаний и секторов недостаточно, поэтому появится возможность создания глобальных гигантов через слияния».

Слияния и поглощения – это то, без чего не обходится практически ни один крупный бизнес в Азии. Размеры азиатского рынка диктуют необходимость быстрого роста, которого легче всего достичь за счет покупки других бизнесов. Корпорации, которые постоянно инвестируют в разные сферы, продавая и покупая другие компании, как правило, демонстрируют более высокую прибыльность.

Конгломерат Ping An Group тоже следует этой стратегии. В 2016 году Ping An купила сайт по продаже автомобилей Autohome. Сделав сайт частью своей платформы, Ping An смогла предложить пользователям интегрированный сервис, включающий в себя не только покупку и продажу авто, но и услуги по финансированию и ремонту. С тех пор рыночная капитализация Ping An увеличилась вчетверо.

Крупным азиатским компаниям комфортно осуществлять слияния и поглощения благодаря их богатому опыту. Азия – невероятно разнообразный регион, работая на котором многому можно научиться. К Азии относится и развитая Австралия, построенная на принципах западного государства, и не менее развитая Южная Корея, устроенная совершенно иначе, и густонаселенный Вьетнам, который только развивается. Компаниям приходится приспосабливаться к разным условиям, понимать нужды разных людей, подгонять свои продукты под местные потребности – все это прекрасная школа, помогающая мыслить глобально и использовать возможности для роста, как только они возникают.

К будущему готовы

Американский футурист Рой Амара однажды сказал: «Мы склонны переоценивать влияние той или иной технологии в краткосрочной перспективе, но недооценивать ее долгосрочное влияние». Тренды, описанные экспертами McKinsey, не будут очень заметны сразу – их влияние на деловой мир будет постепенным. Однако понимание направления развития азиатского рынка важно иметь уже сейчас. Бизнес-лидеры используют пандемию как повод избавиться от балласта, сосредоточившись на том, что будет определять конъюнктуру рынка в постковидном мире. Тем, кто хочет заработать на растущем рынке Азии, действовать необходимо сегодня.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить