Бизнес-модель «фримиум»: раздай бесплатно свой продукт и заработай

11105

Продажи альбомов и число скачиваний песен стремительно падают. При этом больше людей, чем когда-либо, слушают музыку. Это дарит безграничные возможности таким музыкантам, как The Weeknd

The Weeknd
Фото: Jamel Toppin для Forbes
The Weeknd

Пожалуй, Стиву Джобсу было бы крайне интересно стать во главе запуска потокового сервиса Apple Music. К сожалению, два года назад, когда этот запуск состоялся, он уже ушел в мир иной. Вместо него хедлайнерами презентации стали два молодых музыканта, творчество которых представляет собой коктейль из хип-хопа, поп-музыки и ар-н-би. Один из них выступает под псевдонимом The Weeknd и может похвастать тем, что его песню «I Can’t Feel My Face» онлайн прослушали более 1,5 млрд раз. Другой, по имени Дрейк, от него почти не отстает.

The Weeknd прекрасно знает, что стриминг не будущее, а настоящее музыкальной индустрии. Число cкачанных и проданных песен падает, а потоковых прослушиваний становится больше. С тех пор как Дрейк и The Weeknd дебютировали на платформе Apple Music, их треки прослушали уже более 17,5 млрд раз. Такая популярность, разумеется, оборачивается весомой прибылью. Дрейк с доходом в $94 млн в нашем рейтинге занял четвертое место, а The Weeknd, заработав $92 млн, – шестое.

- Мы живем в мире, где исполнителю уже не заработать на музыке, как в старые добрые времена, – говорит 27-летний The Weeknd. – Пока ты не вышел на мировую арену, особых денег не видать.

- Музыканты вроде Дрейка и The Weeknd гремят по нескольким причинам. С одной стороны, у них армия молодых поклонников, слушающая их песни бесплатно. С другой – эти исполнители выдают новые произведения на-гора, – отмечает глава компании Live Nation Майкл Рапино. – Их успех основан на непрерывном, насыщенном диалоге с фанатами.

Ярчайшим представителем нового поколения музыкантов стал и независимый хип-хоп-исполнитель из Чикаго, выступающий под псевдонимом Chance the Rapper (№95 в списке, с доходом $33 млн). 24-летний рэпер не продал ни одной физической копии своего альбома и никогда не подписывал контрактов со звукозаписывающими лейблами. Все, что помогло ему прославиться, – это потоковые сервисы, через которые Chance the Rapper распространяет свою музыку. Одни прослушивания приносят ему по несколько миллионов в год. Что уж говорить о музыкальных фестивалях и концертах – там он зарабатывает и того больше. Еще один значимый источник доходов – контракты с такими брендами, как Apple и Kit Kat.

Подобную бизнес-модель уже прозвали «фримиум» (от англ. free – бесплатный и premium). Принцип ее прост: бесплатно раздай свой продукт массам и заработай на кучке фанатов. На этом основан успех многих приложений – от Tinder до Candy Crush.

Этой же модели следовал The Weeknd. Сын эфиопских иммигрантов, в 1980-х сбежавших от голода в Западной Африке, он родился и вырос в Торонто. Воспитывали его мама и бабушка, в 17 лет он бросил школу и ушел из дома. В конце 1990-х этот эпизод мог бы стать одним из последних в его биографии, но на дворе был 2010-й. Юноша стал записывать музыку (разножанровую смесь для вечеринок) и выкладывать ее на YouTube. Тогда и родился его нынешний псевдоним.

- Я не хотел раскрывать свою личность, – признается он. – Мне важно было собрать поклонников, которые любили бы меня за творчество.

В прежние времена музыканту пришлось бы ждать, пока его заметит звукозаписывающий лейбл. Теперь же его сначала заметил слушатель, а уж потом свои услуги стали предлагать продюсеры, узнавшие о количестве просмотров и прослушиваний онлайн.

О будущем The Weeknd думает, мысленно оглядывая другие сферы индустрии развлечений, затронутые потоковой революцией.

- Альбом для меня – что-то вроде фильма, – говорит музыкант. – Я надеюсь на путешествие в сферу кино, моей первой большой любви.

Ребята из Netflix, возьмите на заметку.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить