Мобильное молоко

6756

Как IT-технология сокращает расстояния необъятной казахской степи

ФОТО: Rebecca Corbett

Акылбек Серикбай живет в селе с говорящим названием Жаман жол в Карагандинской области. Источник семейного дохода – молоко от восьми коров. На долю таких личных подсобных хозяйств, как у Серикбая, приходится 77% производства молока в стране. Считается, что этого объема достаточно, чтобы загрузить все отечественные молочные предприятия, но есть большая проблема – расстояния. Те самые «прекрасные бескрайние степи», о которых любят писать поэты, для молочной отрасли означают сильную территориальную разбросанность поставщиков, трудные маршруты сбора молока, высокую себестоимость сырья и сложность контроля качества, а также просто долгую дорогу, по которой молоко добирается до перерабатывающего предприятия.

Проблема сама подсказала свое возможное решение. Разбросанность молочных хозяйств в наших степях напомнила специалистам из Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) так же широко разбросанные по планете лесные угодья. Это произошло несколько лет назад в Риме, на презентации в штаб-квартире ФАО приложения Collect Mobile – инструмента программного обеспечения Open Foris, изначально разработанного для проведения инвентаризации леса, чтобы помочь развивающимся странам бороться с обезлесением и изменением климата.

«Я увидела аналогию между сотнями тысяч точек, разбросанных на карте в рамках оценки лесного покрытия планеты, и высокофрагментированной структурой поставок сельхозпродукции, например молока, на постсоветском пространстве, в частности в Центральной Азии, – говорит Инна Пунда, экономист по агробизнесу ФАО. – ЕБРР, наш партнер в регионе на протяжении вот уже более 20 лет, поддержал идею и софинансировал проект поддержки молокоперерабатывающей отрасли Казахстана. Цифровизация поставочных цепочек заводов для более эффективного управления последними легла в основу первой фазы проекта (2016–2018 гг.)».

В сентябре 2016 года под эгидой Молочного союза Казахстана и при поддержке Национальной палаты предпринимателей в Астане прошел первый тренинг для заинтересованных: завода «FoodMaster – Павлодар», «Натиже» Сут Фабрикасы», Raimbek Agro и Шортандинского маслозавода. А вскоре компания «Натиже» одной из первых в регионе начала применять Collect Mobile.

Как это работает? Перерабатывающая компания проводит так называемое полевое обследование для сбора информации через приложение. С помощью мобильных устройств на базе Android со встроенным GPS переработчики определяют местоположение существующих и потенциальных поставщиков сырого молока, проводят среди них опрос, собирают данные и вносят их в систему. Вопросы охватывают данные о поставщике, молочном стаде и хозяйстве, кормлении, состоянии животных, факторы, влияющие на эффективность работы сдатчика и параметры сырого молока. Общее количество вопросов – больше 40, но при этом разным типам поставщиков задаются разные. Например, в случае с молокоприемным пунктом важно знать число дворов, где есть коровы, соблюдение протоколов гигиены, а в случае с мелким фермерским хозяйством, как у Серикбая, – источник кормов в течение года и т. д.

Опрос и оцифровку данных проводят представители заводов, прошедшие специальную подготовку. Причем ввод данных выполняется непосредственно в фермерском хозяйстве или молокоприемном пункте – с тем чтобы сделать это с привязкой к системе координат. Потом все данные поступают на компьютер менеджера по закупкам молока перерабатывающей компании, где они сохраняются и анализируются. Приложение бесплатно и не требует доступа к интернету.

Рассказывает Сауле Жанкина, директор ТОО «Управляющая компания Натиже» и заместитель директора Молочного союза Казахстана: «Мы вносим все качественные и количественные характеристики, которые нас интересуют. И приложение позволяет проследить, что изменилось за тот или иной период. Если рассмотреть работу Collect Mobile на примере молокоприемного пункта (у нас по Карагандинской области их порядка 30), здесь мы собираем информацию о том, какой стоит охладитель, какие насосы, лабораторное оборудование и, конечно, сколько сдается молока. Это делается для того, чтобы, во-первых, оценить состояние менеджмента на пункте, во-вторых, если вдруг объем сданного молока меняется в ту или иную сторону, понять, в чем причина и что нужно сделать. Бывает, что сбор молока вырастает – значит, нам нужно использовать более производительное оборудование, большей емкости. Или, наоборот, падает – тогда надо менять охладитель или вообще закрывать этот пункт как неэффективный».

Кроме того, по словам Жанкиной, Collect Mobile позволяет работать на перспективу: на основании собранных данных можно строить стратегию развития сырьевой базы, оценив, какие зоны являются перспективными, где сдатчики молока занимаются породоулучшением, повышением продуктивности скота и т. д., потому что каждый завод думает о будущем.

Возвращаясь к вопросу о степных расстояниях: приложение уже позволило оптимизировать маршруты сбора молока, сократить транспортные расходы и запланировать потребности в холодильном транспорте.

О казахстанском опыте внедрения Collect Mobile Жанкина рассказала в Риме, на Investment Days Инвестиционного центра ФАО. «Дело в том, что работа нашей команды состоит в оказании помощи развивающимся странам и странам с переходной экономикой в разработке, реализации и оценке инвестиционных программ, – рассказывает экономист по агробизнесу ФАО Инна Пунда. – Investment Days проводятся ежегодно в головном офисе ФАО для обмена опытом, идеями и последними наработками в области сельского хозяйства и агробизнеса между коллегами, партнерами по развитию и частными инвесторами. Мир меняется с большой скоростью, поэтому возможность получить полную картину о том, каков на сегодняшний день арсенал решений в области управления рисками в АПК, опыт разных стран и компаний в их внедрении – на вес золота. Пригласить казахстанскую компанию в Рим было логичным решением, поскольку конференция была посвящена цифровым технологиям, а в ходе реализации проекта ФАО и ЕБРР в Казахстане уже выделился чемпион – и это была «Натиже». Казахстанский опыт был воспринят с большим интересом, о чем говорят многочисленные запросы коллег, загоревшихся идеей применить приложения в своих странах. Следует отметить, что они были впечатлены корпоративной политикой «Натиже», поскольку руководство завода заботится не только о прибыли, но и о благосостоянии жителей сел, где ведется сбор молока, инвестируя в молокоприемные пункты, доильное оборудование и знания, которые могут помочь населению работать лучше, а значит, и развиваться».

В ФАО подчеркивают, что оцифровка поставочных цепочек открывает новые возможности для инвесторов, так как позволяет прогнозировать ситуацию в будущем, а значит, выводит управление рисками на новый уровень.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить