Менеджмент в казахском стиле: как создать эффективную модель управления, опираясь на привычные установки?

10868

Именно в культурных особенностях мы часто ищем причину наших управленческих неудач. Так работают и «советское прошлое», и «восточный тип мышления», и «культурная изоляция»

ФОТО: pixabay.com

Каждый раз, когда мы начинаем рассуждать об образе идеального казахстанского управленца, рано или поздно речь заходит о национальных особенностях. Например, в статьях и рассуждениях коллег я часто сталкиваюсь с идеей о том, что эмоциональная незрелость современных казахстанских менеджеров, их склонность к выгоранию, неготовность открыто выражать и проживать свои эмоции – это неизбежное последствие специфического культурного кода. А раз эти коды заложены в нас природой, то и не стоит пытаться развивать эмоциональный интеллект, реагировать на эмоциональный фон в процессе принятия решений или показывать в работе свой страх, гнев, волнение - даже ради высоких бизнес-целей.

Это привычный логический ход: именно в культурных особенностях мы часто ищем причину наших управленческих неудач. Так работают и «советское прошлое», и «восточный тип мышления», и «культурная изоляция», и другие подобные конструкты - в зависимости от исследуемой территории. Последние 5-7 лет, когда мы стали активно работать в Казахстане, мне и моим коллегам приходилось слышать, что топ-менеджеры:

- не склонны к бурным проявлениям чувств, 

- недостаточно эмпатичны, черствы, не готовы сопереживать и идти навстречу

- видят во всем иерархию, жесткую структуру, тяжело адаптируются к горизонтальным связям и отношениям, как в семье, так и в бизнесе

Виктория Шиманская
ФОТО:
Виктория Шиманская

С одной стороны, действительно, нам никуда не скрыться от специфических психологических черт, продиктованных вековыми традициями. Нас с детства учат прятать в себе негативные эмоции, «держать лицо», чтить старших. С другой стороны, я никак не могу согласиться, что эти социальные и культурные традиции Казахстана могут быть причиной управленческих проблем. Совсем наоборот, это целый кладезь ресурса для достижения управленческих успехов. Только для того, чтобы воспользоваться этим ресурсом, потребуется все пересмотреть свое культурное «наследство» и найти в своей жизни место для развития эмоционального интеллекта.
Давайте начнем с нескольких ключевых позиций.

Казахстанский стиль руководства подразумевает сдерживание эмоций, и это прекрасно. Вопрос только в том, чтобы управлять эмоциями без вреда для психики.
Управление эмоциями – это великая сила. И мой личный опыт, и опыт моих коллег образовательной платформы Skillfolio говорит о том, что казахстанские управленцы блестяще умеют держать себя «в узде», не позволяют себе ни при каких обстоятельствах открыто проявлять агрессию, страх, тревогу. Само по себе это прекрасно. Однако достигать этой эмоциональной сдержанности стоит при помощи немного других практик, в противном случае лучшие управленцы мгновенно окажутся в группе риска по тяжелому эмоциональному выгоранию.

Эмоциональные дефициты, возникающие в результате непринятия себя, самобичевания и других токсичных способов проживать эмоции, в скором времени отражаются на общем эмоциональном состоянии.

Предлагаю казахстанским менеджерам прямо здесь и сейчас осознать свою культурно обоснованную сдержанность и самообладание как потрясающее преимущество – и следующим шагом найти более бережные способы управлять собой.

Называние и принятие

Первое, чему стоит учиться, это распознавать свою негативную эмоцию, называть ее и, самое главное, признавать, что в настоящий момент ты ее ощущаешь. В момент, когда вам очень сложно оставаться на плаву, когда работать становится заметно тяжелее, когда вы показываете явно не лучший результат - на несколько минут бросьте все дела и спросите себя: что за эмоцию я испытываю прямо сейчас? Гнев, страх? Волнение? Обиду, досаду? Тревогу?

Постарайтесь как можно точнее назвать вашу эмоцию, а затем громко вслух признайтесь себе, что эта эмоция вами завладела. Я взбешен. Я расстроен. Мне очень грустно, обидно и немного тревожно. Я на девяносто процентов разочарован и на десять - разозлен. При необходимости повторите эту фразу несколько раз и прислушайтесь к своему состоянию: нет ничего ужасного в том, что вы взбешены или напуганы. От этого вы не становитесь хуже или меньше. Это - нормально.

«Я» - не равно моя эмоция. Очень часто для комфортного и бережного проживания сложных моментов требуется отделение себя от своей эмоции. Для этого можно использовать любые способы самовыражения: можно попытаться нарисовать свою эмоцию на листе бумаги, выразить ее в жесте, движении (танец, поза, прием из бокса или восточных единоборств, йога), выплеснуть из себя голосом (крик, песня, речь). Обратите внимание, когда ваша эмоция как бы выходит за пределы вашего тела, становится танцем или картинкой, скомканным листом бумаги, позой - она уже не кажется вам такой большой и непобедимой. А вы при этом оказываетесь гораздо больше любой эмоции.

Мирное расставание с прошлым

Очень часто наши негативные эмоции связаны с грузом обид и неприятных ситуаций из прошлого. Вспомните все ваши провалы, неудачные решения, проваленные сделки и т.д. Выразите каждое из них в нескольких словах и напишите на листе бумаги. Постарайтесь простить себя за ошибки, осознать, что все это - в прошлом. Прошлое нельзя изменить, в него нельзя вернуться, поэтому все, что мы можем, это по-доброму с ним проститься. Подумайте, каким способом вам будет удобнее всего проводить ваше прошлое: можно сжечь лист бумаги, на котором вы написали ваши неприятные воспоминания. Можно написать или нарисовать их на гелиевом воздушном шарике и выпустить в небо.

Культурное наследие Казахстана – уважение и иерархичность отношений. Наша задача – освоить горизонтальные деловые связи, не теряя уважения.

Итак, для нас естественно смотреть на коллег либо снизу вверх, либо сверху вниз. Для большей части мира этот подход уже не актуален: он закрывает пути для эмоциональной синергии, которая так вдохновляет и мотивирует сотрудников во время командной работы. Здесь главная ошибка – думать, что горизонтальная связь отрицает уважение и дистанцию. Напротив, умение оберегать личные границы, как свои, так и коллег – это тонкое умение, которое ценится сейчас не только в западных компаниях, но и во всем мире.

Казахстанский управленец, позволивший себе общаться на равных со всеми остальными участниками рабочего процесса, однако сохранивший уважение к себе и к ним, чувство собственного достоинства, острое чувство границы – это мировой идеал современного управленца.
Чтобы стать более гибким лидером, не нужно отучаться от жестких форм руководства: они нам тоже пригодятся.

Мы живем в условиях постоянных изменений. С утра можно было ослабить хватку и раздать всем сотрудникам больше полномочий, а к обеду требуется все взять в свои руки и принять жесткое судьбоносное решение. В таких условиях единственно правильное решение – вообще не иметь ведущего стиля руководства, а иметь в своем арсенале черты всех стилей. Это похоже на компьютерную игру, когда герой обязан каждую минуту выбирать оружие: дротик, кувалду, японскую катану или огнемет. Без каждого из инструментов сложные уровни не пройти.

Как показывают исследования, проведенные в Казахстане совместно с Институтом Кена Бланшара, в настоящий момент наиболее комфортные для казахских менеджеров стили управления – условно авторитарный (сглаженный, информативный) и условно демократический (участвующий), также тяготеющий к меньшему делегированию и большей вовлеченности руководителя во все процессы. Отлично, два оружия у нас уже есть! Осталось освоить понемногу все остальные: и авторитарное руководство, и гибкий демократический стиль, и все доступные нам вариации и оттенки.

Теперь самое сложное – научиться гибко переключаться от одного стиля к другому. Для этого тоже необходимы некоторые «мягкие скиллы»: прежде всего, необходимо эмоционально присвоить все, чему мы научились. Признать, что все стили руководства, все способы самовыражения для нас открыты, и мы можем в нужный момент ими пользоваться.

Затем следует научиться «ловить» себя в моменте: сканировать свое состояние и позволять профессиональной интуиции выбирать, как действовать: «закрутить гайки», или разжечь у команды азарт и пойти на риск, или позволить команде действовать самостоятельно, заняв позицию наблюдателя. Все это возможно в том случае, если руководитель имеет достаточно высокую самооценку и имеет полное представление о своем эмоциональном профиле.

Четыре квадрата

Это упражнение поможет проанализировать ваши личностные особенности, сделать шаг на пути формирования положительного отношения к себе и принятию себя. Возьмите лист бумаги, разделите его на четыре части, чтобы получилось два прямоугольных поля сверху и два снизу. В левом верхнем поле опишите все свои положительные качества, которые сможете вспомнить: те, которыми вы гордитесь, которые помогают вам быть успешным руководителем, идти вперед, преодолевать трудности.

Теперь переходим в правое нижнее поле: здесь нужно написать все, что вам в себе не нравится, что вызывает стыд, обиду, досаду, все, от чего вам хотелось бы избавиться. Дальше самое интересное: представьте, что вас кто-то очень сильно не любит и видит в вас только плохое. Перепишите все ваши положительные качества так, как их видит этот ваш недоброжелатель, в нижнем левом поле.

Например, вы о себе думаете, что вы активны и решительны, а недруг скажет, что вы выскочка и воплощение слабоумной отваги. Вы считаете себя осторожным и осмотрительным, а недруг назвал бы вас скорее занудой, трусом и тормозом. Наконец, представьте, что о ваших отрицательных чертах пишет кто-то, кто очень вас любит и ценит в вас все качества. Он перепишет вашу тревожность в чуткость, вашу жадность - в жажду жизни и рачительность, и так далее.

Теперь у вас получилось четыре поля. Если вы закроете ладонью верхние два поля, получится отвратительный злой гений и полный неудачник. Если закроете нижние два, получится слащавый розовощекий везунчик. А весь смысл в том, что вы - не тот и не другой, а все вместе. И это все - вы, во всех гранях своих талантов и умений.

Вместо послесловия

За годы работы в сфере эмоционального интеллекта в бизнесе я поняла одно: нет ни одной культуры, которая была бы стопроцентно успешна в управлении. Но вот что я знаю о казахстанских специалистах: они действительно обладают огромным управленческим потенциалом. Они сверхмотивированы, патриотичны, упорны, целеустремленны, а самое главное - они очень восприимчивы к обучению и легко относятся к необходимости развиваться и постигать что-то новое. С точки зрения эмоционального интеллекта это огромный дар.

Если воспользоваться им правильно, научиться видеть преимущества там, где мы обычно видим недостатки, если не побояться освоить нечто совершенно новое и непривычное, чему нас не учили ни в школе, ни дома, но что может нам пригодиться - тогда, будьте уверены, у нас будет достаточно силы и таланта, чтобы покорить весь мир.

Виктория Шиманская,  Доктор психологии, основатель образовательной платформы SKILLFOLIO

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить