Врач или оператор ЭВМ? Как оторвать медиков от компьютера

4760

До 2500 пациентов не успевает принять врач ежегодно из-за избыточного заполнения информационных систем – так оценивает ситуацию с цифровизацией специалист по IT-решениям в здравоохранении Нуртуган Мухамедалиев

ФОТО: Depositphotos.com/pressmaster

С 2010 года в отечественное здравоохранение активно внедряют цифровые решения. Сформировавшаяся к 2013 общегосударственная повестка была утверждена в виде Концепции развития электронного здравоохранения на 2013-2020 годы. С тех пор концепция успела неоднократно устареть.

Однако это не помешало широко (но не всегда успешно) развернуть как центральные информационные системы (несущие преимущественно платёжные функции), так и медицинские информационные системы (МИС) на уровне отдельных медицинских организаций. По официальным данным (коллегия МЗ РК от 3 декабря 2019), только среди частных поставщиков медицинских услуг ГОБМП доля внедривших МИС составила 80%. В целом уровень МИС-изации, как говорят на отраслевом сленге, сейчас подобрался вплотную к отметке 100%.

Фундаментальной целью внедрения IT-решений являлось повышение производительности труда медицинских работников путем автоматизации процессов. К сожалению, административная нагрузка на медперсонал, непосредственно выполняющий лечебно-диагностические задачи, лишь возросла.

Побочное действие медицинской цифровизации

По неофициальной статистике, до 70% обращений в отделы технической и сервисной поддержки различных IT-продуктов в социальных сетях указывают на конкретные баги, следовательно несут негативный характер и свидетельствуют о несоответствии функционала потребностям медицинских работников. Оставшиеся 30% обращений могут быть классифицированы как запросы общего характера или относящиеся к FAQ.

Нуртуган Мухамедалиев
Нуртуган Мухамедалиев

Какова же цена неудобного функционала, багов и дублирования ввода в различные ИС?

Опрос медицинских работников выявил, что, помимо стандартного времени на осмотр пациента, на контакт врача с компьютером тратится в среднем ещё 8 минут. Более 70% респондентов ответили, что при нагрузке 4 пациента в час им приходится использовать не менее пяти разных IT-платформ в процессе приёма одного пациента для введения медико-социальных данных. При этом 40% врачей общей практики (ВОП) дополнительно ведут запись ещё и на бумаге.

Отталкиваясь от норматива времени оказания клинико-диагностической услуги ВОП, можно оценить влияния описанного положения дел на КПД врача. В среднем рабочая неделя ВОП составляет 5 дней, совокупно 36 часов в неделю. Согласно производственному календарю, это эквивалентно 246 рабочим дням, или 1770 часов в год. При норме 4 приема в час необходимо проводить 28,8 приема за 1 рабочий день. На практике, с учетом отвлечения в среднем 8 минут на контакт с IT-интерфейсами, производительность труда составит 2,6 приема в час, что эквивалентно 18,7 приема в день. Таким образом, КПД труда медицинского работника составляет 65%, а пациенты недополучают 2 479 приемов в год.

Конечно, помимо приема пациентов ВОП осуществляет другие действия, однако даже оценочные данные демонстрируют сильное влияние непродуктивных затрат времени медицинских работников на эффективность основной их деятельности. Отметим, что необходимо обратить особое внимание на хронометраж деятельности медицинских работников, в том числе для ревизии трудовых стандартов и пересмотра входных параметров для формирования тарифов на медицинские услуги.

Далее, снижение коэффициента полезного действия на рабочем месте плавно перетекает в снижение производительности и экономической эффективности системы здравоохранения в целом. С учётом стоимости услуги по утверждённому государственному тарификатору (1326 тенге), затраты рабочего времени только одного врача на введение электронных данных эквивалентны потере более 3 млн тенге в год.

Возможное решение – создание цифрового реестра

Решение описанных проблем требует системного и поэтапного подхода. Предлагаются следующие меры.

МЗ РК следует усилить координацию работ по разработке стандартов, технологических спецификаций и характеристик различных информационных систем на основе международных норм, предъявляемых к клиническим ИС. Для этого необходимо проводить периодическую ревизию и составление карт укомплектованности регионов страны ИС.

Это позволит создать цифровой реестр, где будут отображаться конкретные ошибки, предложения, замечания к IT-продуктам от непосредственных пользователей – медицинских работников. Применение принципов прозрачности и открытости требует демонстрации содержимого такого реестра на официальных сайтах управлений здравоохранения (УЗ) и МЗ РК. Это позволит перенести всю активность по данному направлению с уровня общения в WhatsApp и прочих групп технической поддержки IT-компании в одно общедоступное и измеряемое цифровое окно.

При соответствующем отношении к проблеме в перспективе само появление данного окна в виде реестра ошибок и жалоб на продукты, функционирующие в здравоохранении, будет выполнять функции аналитического и апробационного центра с дальнейшем сбором, селекцией, постановкой задач пользователя к бизнесу. Таким образом, интересы поставщиков IT-решений также будут учтены.

Сбор, фильтрацию, аналитику и контроль исполнения работ по исправлению ошибок предлагается возложить на отделы цифровизации, созданные при УЗ каждого региона.

Нуртуган Мухамедалиев, специалист по IT-решениям в здравоохранении 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить