Как меняется рынок медицинских услуг

Пандемия COVID-19 стала катализатором перемен в глобальном здравоохранении. За полтора года эта область кардинально изменилась

ФОТО: © Depositphotos.com/verbaska

В обычных условиях подобная трансформация заняла бы десятилетия. Скорость перемен высветила как барьеры для внедрения инноваций в медицине, так и системные проблемы в здравоохранении многих стран.

Недостаток кадров, изношенная инфраструктура и бюрократизм – это основные сложности, с которыми сталкиваются миллионы пациентов в мире. Пандемия продемонстрировала, что сфера медицинских услуг и фармацевтики как никогда нуждается в дальнейшей трансформации. Работающие в ней компании разделились на два лагеря: одни активно внедряют инновации, другие выстраивают бизнес по доковидным лекалам. Те, кто не боится перемен, уже сегодня открывают для себя новые возможности для роста. Те же, кто хочет вернуться в 2019-й, страдают от низкой продуктивности и операционных проблем.

По мнению экспертов агентства The Boston Consulting Group (BCG), во многих отношениях возврата к прежней нормальности уже не будет. Кажется, все больше управленцев это осознают. По данным BCG, две трети топ-менеджеров, занимающихся медуслугами, считают, что коронавирус ощутимо изменил их организации. Более того, три четверти опрошенных уверены: в течение трех-пяти лет рынок изменится еще сильнее. Аналитики определили, какие тренды будут формировать медицинский сервис в ближайшее время.

Доктор на экране

Телемедицина пришла навсегда. Так утверждают потребители, врачи и топ-менеджеры в сфере медуслуг. Да, ее использование несколько снизилось по сравнению с 2020 годом, но даже при этом оно в 11 раз превышает доковидные показатели. Провайдеры медуслуг убеждены, что все больше людей будут прибегать к виртуальным консультациям. Сегодня порядка 30% потребителей медуслуг регулярно прибегает к цифровым инструментам. Это на 13% больше, чем до начала пандемии.

Если человека беспокоит здоровье, то он, как правило, в первую очередь обращается к цифровым технологиям. По мнению многих опрошенных BCG менеджеров, в течение пяти лет до 60% взаимодействия пациентов с врачами перекочует в онлайн-формат. Некоторые медицинские процедуры совершать дистанционно пока невозможно, но компаниям жизненно важно переводить основные услуги в «цифру», иначе они рискуют потерять клиентов и бизнес-партнеров.

У цифровизации есть свои нюансы, признают эксперты. Ее успех зависит не только от выбора той или иной цифровой платформы или инвестиций в инфраструктуру. В первую очередь успешная цифровизация предполагает изменение операционной модели бизнеса. Упрощение доступа пациентов к услугам, гибкий график приема врачей, улучшенные условия труда, стандарты качества – все это необходимо интегрировать в программу цифровой трансформации.

Из палаты – домой

Все больше пациентов предпочитает надомный уход. Опрос BCG показал: 60% потребителей хотят лечиться амбулаторно. Около 30% опрошенных провайдеров медуслуг утверждают, что дистанционное наблюдение за пациентами становится нормой; до пандемии таковых было всего 12%. Три четверти считают, что такой формат работы с больными станет общепринятым.

Врачам, провайдерам и прочим участникам рынка медуслуг необходимо следовать за предпочтениями пациентов и давать возможность последним получать услуги на дому или поблизости. По мнению аналитиков, около трети всех больничных процедур в ближайшие 10 лет перейдет в амбулаторный, надомный или виртуальный формат.

Новые форматы лечения трансформируют и смежные со сферой медуслуг индустрии. Лекарственные препараты, лечебные аппараты, медицинские товары – все это и многое другое претерпит коренные изменения по мере роста популярности онлайн-решений. Большинство врачей, согласно опросу BCG, приветствуют новые форматы работы. Многие находят онлайн-семинары, устраиваемые фармкомпаниями, чрезвычайно полезными. Врачи как никогда заинтересованы в вебинарах, на которых можно получить данные о научных исследованиях и прочую ценную информацию. Многим любопытно, какие цифровые решения предлагают фармкомпании для пациентов. Предоставление информации подобного рода – отличный способ упрочить свои позиции на рынке.

Вера в прогресс

В последние годы наука совершила прорыв в лечении тяжелых болезней. Терапевтические методы на основе РНК, CAR Т-клеток и генной инженерии получают широкое распространение. Создание двух РНК-вакцин от COVID-19 в кратчайшие сроки только подстегнет волну инноваций в этой сфере. По мнению экспертов, препараты на основе информационной РНК будут применяться для лечения других вирусов. Разрабатывать подобные препараты теперь будет легче, ведь РНК-вакцины получили миллионы людей. Судя по всему, они будут также использоваться для лечения онкологических и хронических заболеваний.

Уверенность в потенциале новых терапевтических методов выражают и инвесторы. Коронавирус дал толчок инвестициям в медицинские технологии. В сентябре 2021 года венчурное финансирование в сфере медуслуг превысило $20 млрд. Средний размер венчурных сделок увеличился на 147% по сравнению с 2017 годом и составил $39 млн.

Не вылететь за борт

Перемены в сфере медуслуг стремительны. Бизнесам в этой сфере нужно быть готовыми к тому, что рынок изменится раз и навсегда. Технологии создают много новых возможностей и облегчают доступ к медицине миллионам людей. Скорость трансформаций увеличивает и риски, поэтому провайдерам медуслуг и компаниям в смежных отраслях необходимо внедрять новые операционные модели, совершенствовать цепочки поставок, привлекать лучших специалистов и по-новому взглянуть на отношения с пациентами.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
38647 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить