Почему зарплаты врачам нельзя повышать без оснований

10198

Решение вопроса о повышении зарплат медработников должно начинаться с определения цели. Далее выстраиваются политика и инструменты. Однако все дискуссии, включая официальные, игнорируют этот факт

Фото: © Depositphotos.com/Feverpitch

Видимо, цель «поднять зарплату» считается самодостаточной. Однако в условиях финансовых ограничений расстановка приоритетов необходима. Вот некоторые варианты более полных целей.

Вариант цели №1. Обеспечение финансовой доступности медпомощи. Соответствующая политика – борьба с практикой платежей «под столом». Для этого необходима выработка комплекса мер, а повышение зарплат должно быть сосредоточено в тех секторах здравоохранения, на которые приходится основная масса неформальных платежей, например, хирургические отделения и перинатальные центры.

Вариант цели №2. Привлечение лучших абитуриентов на врачебные специальности вузов. При выборе этой цели возникает необходимость увязки планов по повышению зарплат с определением приоритетных специальностей в перспективе 20 лет. Это особенно важно в условиях активного развития технологий. В противном случае усиливается риск получить армию безработной, ранее высокооплачиваемой интеллигенции.

Вариант цели №3. Стимулирование профессионального развития врачей. В этом случае следует ввести соответствующие критерии доплат, определить целевое назначение их использования, увязать программу повышения зарплат с системой оценки знаний и навыков.

Вариант цели №4. Быстрое улучшение качества медпомощи. Эта цель требует введения или совершенствования схемы «оплата за результат» в секторах здравоохранения, испытывающих наибольшие проблемы с качеством.

Следующий вопрос – потенциальный источник средств. Существует три источника на трёх уровнях:

  • государственный тариф, в большинстве случаев финансируемый республиканским бюджетом. Уровень принятия решений – правительство и министерство здравоохранения;
  • местные бюджеты – уровень акиматов;
  • платные услуги, оказываемые медицинскими организациями.

Государственные тарифы, применяемые для оплаты медпомощи по госзаказу, в части заработной платы формируются на основе постановлений правительства №1193 и №74. Здесь есть две проблемы: юридическая и финансовая.

Юридическая проблема заключается в ограничении возможности самостоятельного установления медорганизациями зарплат (см. Закон РК «О государственном имуществе»).

Государственные учреждения не вправе оказывать платные услуги, а род их деятельности зачастую не позволяет сменить форму собственности дабы устанавливать зарплаты самостоятельно. Например, это специализированные психиатрические больницы, специализированные противотуберкулёзные стационары принудительного лечения, лепрозорий. В этой части вопрос должен решаться отдельно, поскольку действующие психоэмоциональные и прочие коэффициенты не отражают нагрузки, связанной с работой в перечисленных организациях.

Казённые предприятия могут выйти из-под действия ограничения через смену формы собственности на право хозяйственного ведения (ПХВ).

Наконец, для предприятий на ПХВ Постановления носят рекомендательный характер.

Финансовая проблема распространяется на организации всех форм собственности, поскольку единые тарифы формируются на основе постановлений. Следует понимать, что изменение размера базового должностного оклада (БДО), единого для всех работников бюджетной сферы, находится вне компетенции Министерства здравоохранения. В сложившемся макроэкономическом положении страны вероятность реального повышения БДО либо коэффициентов, применяемых для расчёта зарплат медработников, крайне мала.

Возможен сценарий с номинальным повышением БДО, как альтернативы ежегодной индексации, но лишь в целях создания PR-эффекта.

Таким образом, на уровне государственных тарифов, несмотря на отсутствие юридического ограничения, действует ограничение финансовое, и возможности по изменению ситуации минимальны.

На уровне медицинской организации формально есть две возможности для увеличения зарплат. Это наращивание объёмов платных услуг и сокращение штатов.

Увеличение платности в условиях невысокого уровня жизни населения и развитого выездного медицинского туризма не несёт большого потенциала и способствует расслоению общества. Кроме того, политика перехода к модели платного оказания медпомощи не была официально провозглашена: за «кручение» больных можно лишиться должности.

Сокращение штатов медорганизации ниже уровня, установленного приказом Минздрава, на практике очень трудно обосновать перед проверяющими органами. Не легче объяснить это и населению, недовольному очередями в поликлиниках. Далее, руководством региона увольнение медработников может быть расценено как подрыв социальной стабильности. Наконец, декларируемый политический курс направлен, напротив, на увеличение числа медработников по отдельным массовым направлениям.

Местные бюджеты являются наиболее перспективным источником средств для поднятия зарплат медработников. Ряд регионов изъявляет готовность выделить средства. Основным препятствием на пути акиматов является тот факт, что фонд оплаты труда медорганизаций уже финансируется из республиканского бюджета, и доплаты от акимата могут быть расценены проверяющими органами как дублирование бюджетных средств.

Вариант доплат за счёт средств местных бюджетов также несёт проблемы с неравенством между регионами, стабильностью выплат, снижением автономности медорганизаций. Однако, эти технические вопросы решаемы.

Суммируя, предлагается следующее.

1. Определить цель поднятия зарплат медработников и приоритетные целевые группы.

2. Изучить юридическую сторону вопроса с дублированием бюджетных средств между республиканским и местным уровнями, разработать соответствующие поправки, согласовать проект с проверяющими органами по официальным каналам и при максимальном уровне гласности.

3. Запустить пилотный проект по поднятию зарплат медработников за счёт местного бюджета на базе одного региона.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить