Почему в казахстанских больницах месяцами простаивает дорогостоящая техника

14707

Михаил Грибов, генеральный директор компании - поставщика медоборудования, рассказал Forbes.kz, что происходит в казахстанских больницах и почему тендеры на сервисное обслуживание медоборудования нужно приводить в цивилизованное русло

Фото: архив пресс-службы

В начале 2000-х Казахстан взял курс на обновление медицинского оборудования. Практически во всех государственных и во многих частных клиниках появилась инновационная техника. Следом, как грибы после дождя, стали появляться фирмы, предлагающие техническое обслуживание. Дошло до того, что теперь порой «серые» инженеры вытесняют с рынка обслуживания официальных поставщиков. В ход идут все приёмы нечестной конкуренции: ценовой демпинг на тендерах, поддельные сертификаты и дипломы, сговор с клиентом, когда техническое задание пишется под одну компанию. В результате приборы ценой в миллионы долларов, требующие специального сервиса, нередко обслуживают неквалифицированные специалисты.

Siemens Healthineers Kazakhstan, которую возглавляет Михаил Грибов, – аффилированная компания немецкой Siemens Healthineers и её единственный официальный представитель на территории Казахстана. Компания изготавливает, продает и обслуживает диагностическую, ультразвуковую, лабораторную медицинскую технику: рентгеновские аппараты, МРТ, КТ, ангиографы и другую «тяжёлую» аппаратуру. В Казахстане такое оборудование есть практически в каждой клинике.

F: Господин Грибов, в декабре прошлого года глава государства раскритиковал систему закупки медоборудования для больниц, сказав, что дорогая техника простаивает. Расскажите, почему такое происходит?

- Основная проблема – нет должного регулирования рынка сервисных услуг для высокоточного оборудования. По нашему глубокому убеждению, это должны делать специализированные компании. К примеру, УЗИ-аппарат стоит от 50 тыс., ангиограф – от 2 млн. Если собственник вложил в аппарат миллионы, то должен думать, какой человек будет с ним работать. В реальности после окончания трёхлетнего гарантийного срока клиники проводят ежегодные тендеры на техобслуживание, принять участие в которых может практически кто угодно.

F: Получается, что вы не можете выиграть тендер на обслуживание оборудования собственного производства?

- Клиники оказываются в такой ситуации: на одной чаше весов более дорогой официальный качественный сервис, на второй чаше весов – более дешёвый, возможно, «серый» сервис, но порой с сомнительным качеством. В тендерах распространены случаи, когда выигрывают фирмы, прикладывающие неактуальные, фиктивные сертификаты. Считаю, что заключение договоров с неквалифицированным персоналом приводит к неисправности функционирования аппарата, поломкам оборудования, неправильной эксплуатации, изменению параметров, соответственно, создается риск причинения вреда жизни и здоровью пациентов, неправильной диагностики и постановки диагнозов. Неправильное функционирование аппарата создаёт угрозу безопасности и сотрудникам медицинского учреждения.

F: Вы говорите, что для ремонта нужно специальное образование. Где обучают специалистов, которые работают с медицинским оборудованием?

- Ни в одном вузе этому не учат: компании-производители сами возят инженеров на заводы, обучая на производстве и в собственных специализированных тренинг-центрах. Сейчас огромные деньги инвестируются в научные разработки. В аппаратах постоянно используются новые технологии. В среднем каждые три года появляются новые модели, старые совершенствуются. Для того чтобы инженер был в состоянии приехать и обслужить аппарат, знаний по старому аппарату может быть уже недостаточно. Поэтому учиться необходимо постоянно.

Михаил Грибов
Фото: архив пресс-службы
Михаил Грибов

F: Что может произойти, если аппарат будет в использовании у неквалифицированных людей?

- Пациент может оказаться в клинике, где нужный аппарат не работает, потому что выигравшая тендер сервисная компания не знает, как его починить. В Астане есть очень известная клиника, которая в 2017 была на обслуживании у ненадёжной сервисной компании, и аппарат компьютерной томографии простаивал там 6 месяцев. Клиника вынуждена была транспортировать тяжелобольных пациентов на КТ в соседнюю клинику. К сожалению, таких примеров сейчас очень много в стране.

Посчитайте сроки простоя оборудования и риски пациентов. Для некоторых из которых счёт идёт на минуты. «Более дешёвый» в момент проведения тендера сервис с учётом этих последствий вдруг становится астрономически (!) дорогим. Не говоря уже о том, что в период такого сервиса дорогостоящие медицинские аппараты могут «потрошить» настолько, что восстанавливать их и ставить их на официальный сервис выходит для клиники очень дорого. Кто это считает по итогам года и кто должен за это отвечать?! А ведь некоторые аппараты после такого неквалифицированного сервиса за год настолько выходят из строя, что не подлежат восстановлению...

Если аппарат работает некорректно после технического обслуживания, то врач может поставить неверный диагноз. И третье – есть риск облучения врачей и пациентов. К примеру, регулярной замены в рентгеновских аппаратах требуют рентгеновские трубки. Они дорогие, порядка 50-60 млн тенге. Уже сейчас есть конкретные примеры их ремонта в кустарных условиях. Неправильно отремонтированная и установленная рентгеновская трубка – прямая угроза того, что аппарат будет облучать и врача, и пациента. Пациенты могут получить более высокую дозу, чем при стандартном исследовании. Представляете, если проводить исследования на таком аппарате детям?

F: Возможно ли проследить, насколько эффективно используется медоборудование в клинике?

- У нас есть облачные решения, которые работают с любым медицинским оборудованием, не только компании Siemens Healthineers. Если вы подключаете аппарат к специальному серверу, то видите всё, что происходит в реальном времени: количество пациентов, исследования, динамику в разрезе дня, недели, квартала, года.

Сейчас никакое медоборудование в Казахстане к этому облачному решению не подключено, нами сделан только пилотный проект на базе одной клиники в Алматы. Министерство здравоохранения пытается вручную собрать информацию из клиник: работает, не работает оборудование, насколько эффективно используется, сколько пациентов проходит. Всё делается в виде жутких отчетов и таблиц, которые свести воедино просто невозможно.

F: Почему же в век цифровизации нельзя подключить всё медоборудование к общей базе данных, если такая существует?

- Всё возможно, нужна лишь политическая воля и конкретные решения со стороны государства. В Европе в 99% случаев вы не увидите распечатанных рентгеновских снимков. Печать на пленке – это самое дорогое решение, которое только можно придумать.

F: Какой выход из сложившейся ситуации вы видите?

- Должно быть комплексное реагирование. Нужен государственный мониторинг на базе всех государственных клиник, в том числе подведомственных Министерству здравоохранения.

В других странах в государственном секторе оборудование покупают и с 5-летней гарантией, и с 10-летней. До момента списания оборудования оно находится на обслуживании у производителя. Мы растим команду инженеров, каждого из которых обучаем минимум год, а то и больше. Если бы государство покупало аппарат не с тремя, а хотя бы с семью годами гарантии, то сервис был бы значительно дешевле. Если мы каждый новый год вынуждены участвовать в новых тендерах, то в рамках годового сервисного контракта вынуждены закладывать более высокие тарифы.

Ещё есть такое понятие, как «централизация сервисных услуг». На уровне региона, например Астаны, управление здравоохранения объявляет тендер на сервисное обслуживание всего парка оборудования или какой-то его части. «Серые» компании с недостаточным количеством персонала, неполной комплектацией рабочим инструментарием на такой тендер не пойдут, у них недостаточно ресурсов. К примеру, в России такая практика себя уже хорошо показала.

Надо приводить тендеры и сервис медицинского оборудования в более цивилизованное русло. Если этого никто не будет делать, ничего не поменяется. По существующим в этой области проблемам мы ведём интенсивный диалог на разных уровнях исполнительной и законодательной власти. На сегодняшний день мы уже видим положительную динамику и готовность к исправлению текущей ситуации.

Решение всех этих задач нужно в первую очередь расценивать как безопасность здравоохранения, и во вторую, но не менее важную, как защиту инвестиций, которые были сделаны в здравоохранение Республики Казахстан в последние 10 лет.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить