Почему у платных неотложек нет недостатка в клиентах

9974

Частные компании, оказывающие услуги неотложной медицинской помощи, появились в Казахстане в 1990-е, с развитием рыночных отношений. Зелёный свет платным неотложкам дал Закон «О лицензировании», принятый в 1995 году. И тогда и сейчас получателям лицензии на занятие медицинской деятельностью нужно пройти процедуру, одинаковую для государственных и частных структур. Лицензия не имеет «срока годности». Тем не менее лицензиаров периодически проверяют различные государственные органы, начиная от санэпидемиологов и заканчивая полицейскими, которые обязаны контролировать оборот сильнодействующих веществ

Фото: © Depositphotos.com/michaeljung

Первой частной организацией, предоставляющей клиентам подобные услуги, стала страховая компания «Интертич». К сожалению, её представители традиционно отказываются от комментариев, поэтому из первых уст рассказ о том, «как всё начиналось», мы не услышим. Впрочем, другие игроки этого рынка говорят, что для «Интертич» оказание неотложной медицинской помощи не основное, а дополнительное направление в работе. Первопроходцем же, для которого этот вид деятельности стал основой бизнеса, можно считать компанию «Медэкспресс».

Совладелец, директор и главный врач «Медэкспресса» Дмитрий Тегай идею частной неотложки привез из Санкт-Петербурга.

- В России это давно практиковалось, и я подумал, почему здесь такое не создать, – вспоминает он. – Единственная трудность была в получении лицензии – не могли определить наш статус. В законодательстве сказано, что скорая помощь населению Казахстана оказывается бесплатно. Но по сути неотложная и скорая помощь имеют отличия. Скорая должна успевать прибыть в течение 5–10 минут, и этот вид деятельности является прерогативой государства. Мы же оказываем неотложную помощь: можем тратить на дорогу до двух часов.

В итоге компания всё же получила лицензию и в 2004-м начала работать.

Сегодня в Алматы, по словам наших собеседников, действуют ещё две подобные компании – Doctor Help и «Амбуланс». Они сосредоточены именно на предоставлении неотложной медпомощи.

Много или мало

Первоначальные вложения «Медэкспресса» составили порядка $100–150 тыс. Основная сумма была потрачена на недвижимость и специализированные автомобили, которые закупили в Германии. Сейчас у компании три бригады, которые выезжают на вызовы, и четыре машины, одна из которых – резервная.

По словам Тегая, бывают дни, когда вызовов нет вовсе, а случается, их число доходит до 25–30. В среднем в сутки на одну бригаду приходится 10–12 вызовов со всего мегаполиса. Рост может быть связан с эпидемиями, сезонным обострением хронических заболеваний и другими факторами. Кстати, часть из тех, кто вызывает частные неотложки, пользуются их услугами, чтобы утром прийти в себя после весело проведённого вечера: им снимают интоксикацию.

- Если смотреть по времени суток, то пик приходится на вечерние часы. Мы пытались выяснить закономерность, почему именно так происходит, но не смогли. Бывает, человек весь день терпит, а позвонить решается только вечером. И такая же картина у скорых – вечером основная масса звонков, – говорит Тегай.

По подсчётам главного врача Doctor Help Мухаббат Сулаймановой, у них число вызовов также колеблется в пределах 12–15.

- Минимальное количество, которое делает бизнес рентабельным, равняется 9–10, – добавляет коммерческий директор компании Айгуль Абдыманапова.

При этом у одной бригады подстанции государственной скорой число вызовов составляет от 18 до 25. Но, как уже говорилось, у госмедиков есть ряд ограничений по времени.

- По протоколу врачи «103» не имеют права находиться у больного более 20 минут, капельницы они могут ставить только тяжелобольным, которые идут на стационар. Мы, если состояние пациента позволяет проводить лечение на дому, делаем назначения на последующие дни. Если это детский вызов, то выезжает педиатр. Взрослое население обслуживают врачи общей практики со специализацией кардиореанимации. Может приехать и любой другой узкий специалист, который работает у нас в штате или на аутсорсе. Даже если пациент с ОРВИ, гриппом, будем находиться с ним несколько часов, пока не увидим улучшения состояния. Люди даже работают из дома, пока мы их лечим, – отмечает Сулайманова.

Фото: © Depositphotos.com/michaeljung

Именно за комфорт пациенты готовы платить частным неотложкам. Поэтому у частников не было проблем при выходе на рынок – им не пришлось объяснять клиентам, почему за помощь, которую при Советском Союзе получали бесплатно, теперь нужно отдавать деньги. По рынку ценник начинается от 10 тыс. тенге (вызов педиатра Doctor Help). В стоимость закладываются работа бригады, медикаменты и ГСМ (это основные расходы). Собеседники Forbes Kazakhstan воздержались от указания маржинальности своего бизнеса, назвав её «невысокой».

- В начале работы в 2004 году стоимость вызова составляла 5 тыс. тенге, в 2010-м дошла до 18 тыс., – рассказывает Тегай. – С тех пор мы цену не поднимаем, хотя топливо подорожало в 2 раза, лекарства – в 3 раза. (Уже после интервью «Медэкспресс» всё же поднял цену за вызов – до 21 тыс. тенге. – Прим. ред.) Поэтому маржу пришлось сократить серьёзно, деньги в основном уходят на фонд заработной платы и поддержание в должном состоянии автопарка, который вскоре мы собираемся обновлять.

Осторожная стратегия

Сейчас, по информации Doctor Help, новые специализированные автомобили, в зависимости от страны-производителя и степени укомплектованности, стоят в среднем 20–30 млн тенге. Много это или мало, сказать сложно. Во всяком случае, «Медэкспресс» в ближайшее время не собирается выходить на новые рынки.

- С этой точки зрения интересны города-миллионники. К нам звонят периодически из Астаны, спрашивают, нет ли нашей компании там. Но мы туда идти пока не собираемся. Во-первых, неизвестно, как будут там зимой вести себя автомобили (это большой риск, если машина с пациентом встанет). Во-вторых, для организации новой службы требуются большие капиталовложения. Но где их взять? Кредиты мы принципиально не берём. Повышать плату за услуги не хотим, потому что непонятно, как отреагируют клиенты. Потом какая-то другая компания сделает на тысячу-полторы дешевле и заберёт часть рынка, – объясняет свою позицию Тегай.

Doctor Help присматривается к Астане и планирует увеличивать количество бригад в Алматы. Но неизвестно, когда именно это произойдет. Сейчас бизнес расширяют за счёт увеличения числа дополнительных недорогих услуг.

- При первичном вызове приезжает бригада, проводит осмотр, врач делает назначение. По идее, в последующие дни больной должен находиться под присмотром медиков. Но не все могут позволить себе ежедневно вызывать бригаду. Поэтому, учитывая пожелания пациентов, мы решили ввести услуги сестринской службы на дому. По назначению врача медсестра будет делать инъекции, обрабатывать раны и так далее. Вызов медсестры будет стоить дешевле, – рассказывает Сулайманова.

По словам главного врача HealthCity Олжаса Шуленбаева, они намерены увеличивать своё присутствие в Алматы как клиника, которая в числе прочего оказывает услуги неотложной медицинской помощи:

- У HealthCity есть корпоративные клиенты – компании, которые на добровольной основе страхуют здоровье своих сотрудников. Согласно договору, мы обязаны оказать им полную медицинскую помощь, в том числе скорую. Для этих целей у нас работает одна бригада – врач, фельдшер и водитель-санитар.

Этой услугой могут воспользоваться и другие алматинцы. Стоимость вызова для «сторонних» клиентов составляет 14 тыс. тенге.

Работу неотложки при такой цене Шуленбаев называет нерентабельной. Но в HealthCity не собираются увеличивать стоимость вызова: считают, что население не готово платить больше.

- В Алматы была компания, которая брала за вызов 20 тыс. тенге. Им пришлось снизить ценник, потому что платёжеспособность населения упала, кроме того, повысилась конкуренция на рынке частных неотложек, никто не отменял и государственную скорую. У нас ещё два-три года назад было больше вызовов, а сейчас в среднем в сутки 10, – поясняет собеседник.

Кроме того, бригада неотложки HealthCity предоставляет дополнительные услуги, в основном транспортировку больных.

- Зачастую в такой услуге нуждаются, например, онкобольные. Им нужно или обследование пройти, или в больницу лечь, или домой вернуться, – говорит Абдыманапова. – Мы осуществляем перевозку наземным транспортом. Но можем сопровождать и при авиаперелётах.

Человеческий фактор

Помимо транспортировки бригады частных неотложек могут взять анализы на дому и отвезти материал в лабораторию, сопровождать массовые мероприятия. Но главное в их работе – это общение с пациентами. Поэтому коммуникативные, личностные навыки, как правило, являются основным критерием при принятии на работу.

- Мы обязаны сделать все красиво, потому что люди за это платят. Наша позиция – клиент должен отдавать деньги с удовольствием. Поэтому смотрим, как новый сотрудник поведёт себя в коллективе. Коллектив – хороший фильтр: если у тебя есть не очень правильные человеческие качества, это сразу проявится, такие люди у нас не приживаются. Сначала нужно быть человеком, а затем – профессионалом. Научиться можно всему. К нам практически все приходят с недостаточным количеством знаний, но это навёрстывается, – заявляет Тегай.

Главный врач Doctor Help тоже считает, что персонал критически важен в таком бизнесе.

- Стараемся брать людей, которые поработали на скорой более 10 лет – они уже всё знают. Но специфика нашей работы – уметь разговаривать с больными и их родственниками. Чем больше врач выкладывается, тем больше к нему доверия. Поэтому коммуникабельность, умение преподнести себя очень важны, – отмечает Сулайманова.

Такая HR-стратегия оправдывает себя. В компаниях говорят, что 60–70% – это постоянные клиенты либо те, кто пришёл по рекомендации. Новые узнают об услугах и благодаря рекламе в интернете. Кроме того, существуют так называемые «направители». Это дежурные врачи, медсёстры и прочие сотрудники государственных и частных клиник. Они «в нужное время в нужном месте» дают больным или их родственникам телефоны частных неотложек, получая небольшой процент за привлечение клиентов.

По наблюдениям Абдыманаповой, услугами Doctor Help пользуются в основном обеспеченные люди: вызывают врачей для себя, для детей, чтобы не ехать в больницу, не ходить в аптеку и при этом получить качественную медицинскую помощь.

- У нас нет портрета клиента «Медэкспресса», – признаётся Тегай. – Нас вызывают и в микрорайоны, и в коттеджи, и министры, и менеджеры среднего звена. Для кого-то 18 тысяч за вызов – это нормально, для кого-то – много. Но когда идёт речь о здоровье и жизни – кто не заплатит?

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить