На правах рекламы

Модель HealthCity – это «Starbucks медицины»

20440

В Алматы открылась инновационная диагностическая клиника и сеть центров персональной медицины HealthCity. Это новая модель медицинского обслуживания, основанная на максимальном удобстве для пациентов, международных стандартах качества и безопасности медицинских услуг, высоком уровне сервиса и доступности современных технологий. Основателем HealthCity является Алмаз Шарман - известный профессор медицины с большим международным опытом в здравоохранении. Forbes.kz попросил его рассказать о здравоохранении Казахстана и о проекте HealthCity

 

FМногие сегодня жалуются на качество медицины в Казахстане. Каковы, по вашему мнению, основные проблемы отечественного здравоохранения?

- Они общеизвестны, назову лишь некоторые. Прежде всего это низкие стандарты сервиса из-за неприветливого персонала и больших очередей в поликлиниках и больницах. В результате пациенты чувствуют дискомфорт и вынуждены попусту терять много времени.

Серьезной проблемой сохраняется приверженность к устаревшим стереотипам медицинской практики, из-за чего ставятся несуществующие диагнозы, назначается масса ненужных лекарств, неправильно интерпретируются рентгенологические снимки, иногда даже проводятся излишние хирургические вмешательства.

Закономерным результатом стал низкий уровень доверия населения к врачам и медицинским организациям. Исследование, проведенное два года назад Академией профилактической медицины, показало, что до 20% граждан Казахстана считают, что им могут нанести вред при посещении поликлиники или больницы. В некоторых регионах этот показатель достигал 40%.

FМногие нередко вспоминают советское здравоохранение. Почему мы так и не сумели сохранить ранее существовавшие славные традиции?

- Ключевой задачей советского здравоохранения являлся максимальный охват населения недорогостоящей медицинской помощью. В этом советская система весьма преуспела. Поскольку вся советская система здравоохранения была государственной, а медики были, по сути, госслужащими, речь шла не о медицинских услугах населению, а о медицинской службе, приоритетами которой было скорее искусство врачевания, а не технологии. Основное внимание уделялось компетенции врача, труд которого по тем временам неплохо оплачивался государством. У врача были возможности и время выстраивать достаточно профессиональные взаимоотношения с пациентами. Именно поэтому мы с ностальгией вспоминаем советское здравоохранение.

В условиях рыночной экономики здравоохранение - это сфера услуг. Эти услуги должны возмещаться либо государством, либо страховой компанией и самими гражданами. А возмещение предусматривает конкретные деньги. По этой причине, помимо компетенции и технологического оснащения, медицинские услуги призваны отличаться определенным уровнем сервиса. Проблема в том, что здравоохранение в Казахстане, несмотря на значительные инвестиции в инфраструктуру и технологии, так и не превратилось в сферу услуг. И это в основном из-за низкого уровня сервиса, особенно в государственных организациях здравоохранения.

FВы создали в Алматы новую частная сеть клиник HealthCity. Каким образом планируете решать перечисленные проблемы?

- Прежде всего высоким уровнем сервиса – в этом наше главное конкурентное преимущество. Мы называем свои клиники центрами персональной медицины, а докторов – персональными врачами. Наши доктора постоянно сопровождают пациента, встречая их в вестибюле клиники, проводя углубленный клинический осмотр, внимательно беседуя с ним.  Именно в таком подходе смысл того, что мы называем пациент-ориентированностью.

Педиатр из Нью-Джерси Инна Ли.

Важнейшими приоритетами для HealthCity являются безопасность пациентов и международные стандарты медицинской помощи. Для реализации этих условий мы пригласили опытных иностранных профессионалов, таких как терапевт из Калифорнии Кристин Скулинг, а также педиатр из Нью-Джерси Инна Ли. Их деятельность в HealthCity призвана воспитать новое поколение врачей, сформировать доверие среди наших пациентов, которые должны быть уверены в том, что их лечат на основе принципов доказательной медицины.

FО HealthCity говорят, как о медицинском центре, где можно пройти полное диагностическое исследование по принципу check up, ради которого многие казахстанцы ездят за рубеж. На самом ли деле вы создали такую альтернативу и в чем ее конкурентное преимущество?

- Да, в HealthCity можно пройти комплексное диагностическое обследование – сheck up, и для этого более нет необходимости ездить в Германию, Корею, Сингапур и другие страны.

Причем такая услуга оказывается по разумной цене, в кратчайшие сроки и доступна для всей семьи, включая детей. В результате комплексного диагностического обследования пациентам выдается «Паспорт здоровья» - своеобразный путеводитель, призванный помочь пациентам лучше разобраться в своем организме, своевременно выявить недуги и эффективно управлять своим здоровьем.

Наше конкурентное преимущество заключается в том, что, поставив надежный̆ диагноз, мы продолжаем сопровождать пациента и его семью, оказывая необходимую лечебно- профилактическую и неотложную помощь 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.  Клиники HealthCity удобно расположены в жилых комплексах («Аэлита», «Версаль», «Жастар», «Европолис»), бизнес-центре «Нурлы Тау» и торговом центре MEGA Park, то есть там, где наши пациенты проживают, работают и проводят свой досуг. Кроме того, в клиниках, помимо иностранных консультантов, работают опытные казахстанские кардиологи, гастроэнтерологи, эндокринологи и другие специалисты. Персональные врачи могут помочь в выборе узких специалистов и стационаров в Казахстане и за рубежом.

FКакие современные технологии вы внедряете в ваших клиниках?

- Важнейшим условием доверия является надежная диагностика. В связи с этим мы инвестировали в технологии и создали самую надежную в Алматы клиническую лабораторию и современную систему рентген-радиологической диагностики с аппаратами МРТ и КТ нового поколения.

У нас единственный в городе полноцифровой аппарат МРТ высокого разрешения. Благодаря уникальному программному обеспечению, мы можем изучить как весь организм (Full Body Scan), так и провести углубленные исследования отдельных анатомических зон. Для того, чтобы пациенты во время исследования чувствовали себя более комфортабельно, мы приобрели технологию светового решения от компании Philips – «Patient Experience».

Однако понятно, что без профессионалов всё это – лишь груда металла. В связи с этим возглавить лабораторную службу мы пригласили известного молекулярного биолога, который постоянно следит за стандартизацией и калибровкой анализов. А для уверенности в том, что снимки МРТ и КТ правильно интерпретируются, мы их можем направлять нашему иностранному партнеру – радиологу высочайшей квалификации доктору Эрику Шульцу, который в течение суток дает свое заключение в качестве члена Американского совета по радиологии.

Все это призвано сформировать высокий уровень доверия наших пациентов, которые к тому же с помощью наших технологий имеют возможность сами управлять своим здоровьем.

FРасскажите подробнее в чем заключается такая возможность.

- Нами разработан технологический продукт www.symptomaster.com, который позволяет пациентам самим анализировать свои симптомы, и самостоятельно принимать решение о том, что далее следует предпринять.

Зайдя на www.symptomaster.com, отметив один или несколько беспокоящих симптомов и выбрав ответы на ряд последовательных вопросов, пациент может узнать о возможных причинах недуга.  Symptomaster.com охватывает 100 наиболее распространенных симптомов болезней у взрослых и детей, включая общие проявления недомогания, а также симптомы, локализующиеся в конкретных участках тела - в голове, груди, животе, конечностях. 

Установив возможную причину симптомов, пациент сможет подробнее узнать о них благодаря ссылкам на медицинский сайт www.zdrav.kz. Здесь в доступной форме представлена исчерпывающая научно-обоснованная информация о методах выявления, лечения и предупреждения более чем 800 различных болезней, таких как гастрит, пневмония, болезни сердца, печени, мочеполовых органов и многих других. Пациент может получить рекомендации о том, когда следует обратиться к врачу и в какой медицинской организации можно пройти углубленную диагностику и лечение.

Весь процесс может занять лишь несколько минут, и всё это бесплатно. Более того, зарегистрировавшись на www.symptomaster.com, пациент получает свой уникальный номер, который предоставляет скидки на определенные виды медицинских услуг.

Конечно, данный технологический продукт не заменяет профессиональную диагностику - её должен проводить квалифицированный врач. Однако с помощью Symptomaster.com пациент сможет принять информированные решения по многим вопросам, касающимся своего здоровья.

FПредположим, пройдя такую, если можно сказать, симптомодиагностику, что в последующем должен предпринять пациент?

- В HealthCity мы предоставляем широкий спектр услуг, включая ведение беременности, семейную медицину, программу женского здоровья. У нас работают опытные кардиологи, невропатологи, гастроэнтерологи, гинекологи, эндокринологи и другие узкие специалисты. Что касается педиатрии, у нас практикует опытный педиатр из США - доктор Инна Ли. Около 10 лет она работала лицензированным врачом в штате Нью-Джерси, наблюдая детей от рождения до подросткового возраста.

В июне приступают к работе семейный врач из Южной Кореи - профессор Чой, а также гинеколог-маммолог из Германии - доктор Дитер Зайцер.

FHealthCity называют инновационными клиниками. Какие инновации были внедрены вами?

- Быть может, вы будете удивлены, если я скажу, что самой главной инновацией в медицине всех времен и народов являются руки, глаза и уши компетентного врача. В ближайшие десятилетия мы станем свидетелями того, что эти инструменты вновь станут главенствующими и наиболее востребованными в медицине. Но это произойдет на принципиально новой основе.

Благодаря молекулярной биологии и радиологии современная медицина достигла огромных успехов в понимании тонких механизмов болезней и возможностей изучения детальных анатомических структур пациентов.  Однако все эти технологии ничего не значат без должной компетенции врача.

Выдающийся французский просветитель 18 века Вольтер сказал: «Врачи это те, кто назначают лекарства, о которых они знают мало, для лечения болезней, о которых они знают меньше, для лечения людей, о которых они не знают ничего».

Эти слова сохраняют актуальность и по сей день. В среднем врачи поликлиники уделяют пациентам не более 5 минут своего времени. В разговоре они уже на 15-й секунде прерывают пациентов, не позволяя ему в достаточной мере высказаться о своих беспокойствах и недугах.

Мы поставили целью кардинально изменить ситуацию, внедрив в медицину то, что назвали «ритуалом» во взаимоотношениях врача и пациента. Задачей этого «ритуала» является создание доверительных отношений, благоприятных условий для лучшего понимания индивидуальных особенностей пациента, его предпочтений и потребностей.

FПричем здесь ритуал и для чего это необходимо медицине?

- Основами эволюции являются функция воспроизводства и сохранение человеческой особи. В целях воспроизводства люди создают семью, и это сопровождается свадебным ритуалом. Сохранность человеческой особи зависит от отсутствия болезней, которые, к сожалению, нередко становятся пожизненными спутниками пациентов. Традиционно медицина сопровождалась своеобразным ритуалом врачевания. Собственно, для этого, например, врач надевает белый халат, хотя по большому счету в нем нет необходимости.

В современном мире ритуал врачевания вытесняется технологиями в виде радиологической и лабораторной диагностики, малоинвазивных и роботизированных методов лечения, в которых минимизируется контакт врача с пациентом. Однако сегодня стало очевидным, что без искусства врачевания эффект от технологий является неполноценным.

FЯ так понимаю, вы хотите восстановить традиционный ритуал врачевания. Для чего это необходимо и как вы намерены это осуществить?

- В проекте HealthCity мы внедрили «комплекс стандартизованных клинических исследований по системе Stanford 25». Как оказалось, в Кремниевой долине пришло осознание того, что практически значимые инновации следует ожидать от сочетания современных технологий с традиционными клиническими навыками врача.

Именно такие клинические навыки нашим врачам были привиты американским доктором Кристин Скулинг, которая продолжает любезно делиться своим богатым опытом семейного врача.  Stanford 25 – это комплекс стандартизованных клинических методов обследования пациента, которые должны предшествовать углубленным дорогостоящим исследованиям, таким как МРТ и КТ. Обследование по системе Stanford 25 может длиться более часа и включать детальное клиническое обследование сердечно-сосудистой, пищеварительной, нервно-мышечной, костно-суставной и других систем. В принципе в этом нет ничего принципиально нового, однако вся идея - в стандартизации. Stanford 25 - это своего рода ритуал, который необходим для того, чтобы лучше понять реальные потребности пациента и правильно обосновать методы диагностики и лечения болезней.

FНо ведь это именно то, что проповедовала советская система здравоохранения? Планируете ли вы в будущем привлекать государственные ресурсы для развития вашего проекта?

- Отличие в том, что в наших клиниках удалось обеспечить оптимальное сочетание традиционных методов врачевания с современными медицинскими технологиями и бизнес-процессами, которых в советской медицине не существовало. В наших клиниках все эти процессы максимально стандартизованы, и это напоминает принципы работы сети Starbucks. Именно в сочетании врачевания с технологиями, наряду с высоким уровнем сервиса, нам видится главное конкурентное преимущество HealthCity.

Мы нацелены на долгосрочную перспективу. Дело в том, что в 2017 году в Казахстане планируется внедрить систему обязательного медицинского страхования. Это означает, что сами пациенты, а не государство будут выбирать медицинскую организацию, а деньги (включая бюджетные) сами пойдут за пациентом. Успех и привлекательность HealthCity в этих условиях будут определяться качеством обслуживания, безопасностью, международными стандартами и высоким уровнем сервиса.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить