Как создать устойчивый каркас системы здравоохранения

Эксперты от медицины рассуждают о тарифной политике, которая может стать в противовес удорожанию лекарств

Иллюстрация: Depositphotos.com/docrob

C 2012 года казахстанское здравоохранение прошло период активных реформ в области тарифообразования. Подходы существенно усовершенствовались, были введены принципиально новые методы, отвечающие мировой практике. Благодаря этим нововведениям, постепенно больницы переориентируются на интенсивный подход к лечению, а поликлиники привыкают к конкуренции за пациента. Сами тарифы теперь опираются на детальную калькуляцию затрат, что позволяет финансово наполнить процесс оказания медицинской помощи.

Вопросам тарифообразования придаётся высокий приоритет: в Фонде социального медицинского страхования функционирует департамент тарифообразования, а весь процесс от сбора данных до утверждения тарифа охватывает несколько институциональных структур здравоохранения.

Вместе с тем единая задокументированная система подходов и правил в области тарифообразования на сегодняшний день не сформулирована.

Подобный систематизирующий документ – Политика в области тарифообразования – хорошо бы дополнил лекарственную политику и политику управления кадровыми ресурсами. В целом, три указанных документа могли бы очертить устойчивый каркас системы здравоохранения.

Аналогичные документы существуют в различных отраслях – банкинг, железнодорожные перевозки, энергетика и т.д.

Предлагаемая политика должна быть предназначена для обеспечения синхронизированного развития системы оказания медицинской помощи через стимулирование ценовыми сигналами и координацию действий всех участников системы. Наряду с этим, данный потенциальный документ имеет и другие позитивные возможности.

Зададимся вопросом: достаточные ли средства выделяются на лекарственное обеспечение на стационарном уровне? Арифметика очень простая. Допустим, средневзвешенный курс доллара растёт ежегодно в среднем на 15%, а доля импортных лекарственных средств и медицинских изделий (ЛС и МИ) в ГОБМП составляет 75%. Задача-минимум – сохранить физический объём ЛС и МИ в рамках ГОБМП, то есть удерживать доступность медицинской помощи на прежнем уровне. Для выполнения этой задачи совокупный закуп ЛС и МИ всеми субъектами (единый дистрибьютор, больницы) в финансовом выражении должен расти не менее чем на 12% в год. Однако сегодня далеко не каждая больница имеет возможность поддерживать такие темпы. А это означает, что дефицит в здравоохранении рискует нарастать. Это тем более недопустимо на фоне внедрения ОСМС.

Конечно, если бы мы наблюдали активную поддержку отечественных товаропроизводителей фармпродукции и бурный рост сектора наряду со стабильным увеличением доли отечественных препаратов в закупе ГОБМП, то можно было бы ориентироваться на более умеренные цифры и темпы, основывающиеся на дефляторе ВВП. Тогда для сохранения status quo было бы достаточно более скромных дополнительных вливаний. Однако реальность заключается в относительной импортозависимости отрасли.

И в этой ситуации как никогда важна политика в области тарифообразования. Да, уже действует ряд НПА, регулирующих ценообразование в области фармации. Но именно политика в области тарифообразования, описывающая подходы к тарифам на медицинские услуги, должна озвучить проблему – риск дефицита медицинской помощи в связи с удорожанием ЛС и МИ – и декларировать намерение государства по поддержанию физических объемов через компенсацию дестабилизирующих факторов (изменения в средневзвешенном курсе валют, инфляция). Такой комплексный документ послужит хорошим практическим инструментом для защиты и аргументации отраслевых позиций на высоком уровне.

Политика в области тарифообразования, на наш взгляд, как минимум, должна:

  • закреплять системные подходы к тарифообразованию на медицинские услуги в рамках ГОБМП и ОСМС;

  • определять приоритетные направления развития в области тарифообразования;

  • в целом работать на обеспечение финансовой устойчивости модели ОСМС.

Пожалуй, именно сейчас наступает наиболее благоприятный момент для выработки и принятия на вооружение политики. Если на раннем этапе реформ (с 2012) подходы в области тарифообразования неоднократно пересматривались в процессе нащупывания правильной конфигурации (чего стоят одни только перипетии коэффициента высокоспециализированной помощи), то на момент запуска системы ОСМС уже сложилось зрелое понимание вопроса и его следует закрепить.

Али Нургожаев, эксперт в сфере здравоохранения

Ермек Ясылов, президент ОЮЛ «Евразийская медицинская ассоциация»

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
6220 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Загрузка...
9 июля родились
Галим Хусаинов
председатель правления АО «БанкЦентрКредит»
Даулетхан Килыбаев
главный директор по инвестициям Al Falah Capital Partners
Айдын Кульсеитов
заведующий отделом стратегического планирования администрации президента РК
Ричард Эванс
бывший независимый директор АО «Самрук-Қазына»
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить