Как создать устойчивый каркас системы здравоохранения

8150

Эксперты от медицины рассуждают о тарифной политике, которая может стать в противовес удорожанию лекарств

Иллюстрация: Depositphotos.com/docrob

C 2012 года казахстанское здравоохранение прошло период активных реформ в области тарифообразования. Подходы существенно усовершенствовались, были введены принципиально новые методы, отвечающие мировой практике. Благодаря этим нововведениям, постепенно больницы переориентируются на интенсивный подход к лечению, а поликлиники привыкают к конкуренции за пациента. Сами тарифы теперь опираются на детальную калькуляцию затрат, что позволяет финансово наполнить процесс оказания медицинской помощи.

Вопросам тарифообразования придаётся высокий приоритет: в Фонде социального медицинского страхования функционирует департамент тарифообразования, а весь процесс от сбора данных до утверждения тарифа охватывает несколько институциональных структур здравоохранения.

Вместе с тем единая задокументированная система подходов и правил в области тарифообразования на сегодняшний день не сформулирована.

Подобный систематизирующий документ – Политика в области тарифообразования – хорошо бы дополнил лекарственную политику и политику управления кадровыми ресурсами. В целом, три указанных документа могли бы очертить устойчивый каркас системы здравоохранения.

Аналогичные документы существуют в различных отраслях – банкинг, железнодорожные перевозки, энергетика и т.д.

Предлагаемая политика должна быть предназначена для обеспечения синхронизированного развития системы оказания медицинской помощи через стимулирование ценовыми сигналами и координацию действий всех участников системы. Наряду с этим, данный потенциальный документ имеет и другие позитивные возможности.

Зададимся вопросом: достаточные ли средства выделяются на лекарственное обеспечение на стационарном уровне? Арифметика очень простая. Допустим, средневзвешенный курс доллара растёт ежегодно в среднем на 15%, а доля импортных лекарственных средств и медицинских изделий (ЛС и МИ) в ГОБМП составляет 75%. Задача-минимум – сохранить физический объём ЛС и МИ в рамках ГОБМП, то есть удерживать доступность медицинской помощи на прежнем уровне. Для выполнения этой задачи совокупный закуп ЛС и МИ всеми субъектами (единый дистрибьютор, больницы) в финансовом выражении должен расти не менее чем на 12% в год. Однако сегодня далеко не каждая больница имеет возможность поддерживать такие темпы. А это означает, что дефицит в здравоохранении рискует нарастать. Это тем более недопустимо на фоне внедрения ОСМС.

Конечно, если бы мы наблюдали активную поддержку отечественных товаропроизводителей фармпродукции и бурный рост сектора наряду со стабильным увеличением доли отечественных препаратов в закупе ГОБМП, то можно было бы ориентироваться на более умеренные цифры и темпы, основывающиеся на дефляторе ВВП. Тогда для сохранения status quo было бы достаточно более скромных дополнительных вливаний. Однако реальность заключается в относительной импортозависимости отрасли.

И в этой ситуации как никогда важна политика в области тарифообразования. Да, уже действует ряд НПА, регулирующих ценообразование в области фармации. Но именно политика в области тарифообразования, описывающая подходы к тарифам на медицинские услуги, должна озвучить проблему – риск дефицита медицинской помощи в связи с удорожанием ЛС и МИ – и декларировать намерение государства по поддержанию физических объемов через компенсацию дестабилизирующих факторов (изменения в средневзвешенном курсе валют, инфляция). Такой комплексный документ послужит хорошим практическим инструментом для защиты и аргументации отраслевых позиций на высоком уровне.

Политика в области тарифообразования, на наш взгляд, как минимум, должна:

  • закреплять системные подходы к тарифообразованию на медицинские услуги в рамках ГОБМП и ОСМС;

  • определять приоритетные направления развития в области тарифообразования;

  • в целом работать на обеспечение финансовой устойчивости модели ОСМС.

Пожалуй, именно сейчас наступает наиболее благоприятный момент для выработки и принятия на вооружение политики. Если на раннем этапе реформ (с 2012) подходы в области тарифообразования неоднократно пересматривались в процессе нащупывания правильной конфигурации (чего стоят одни только перипетии коэффициента высокоспециализированной помощи), то на момент запуска системы ОСМС уже сложилось зрелое понимание вопроса и его следует закрепить.

Али Нургожаев, эксперт в сфере здравоохранения

Ермек Ясылов, президент ОЮЛ «Евразийская медицинская ассоциация»

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить