Как решить кадровый пробел Минздрава

8776

Эксперт Али Нургожаев считает, что нужна гражданская инициатива

ФОТО: pixabay.com

В 2020 году из-за событий, связанных с пандемией коронавируса, в 15 из 17 регионов Казахстана сменились руководители управлений здравоохранения, а в отдельных регионах они менялись дважды. А именно местный уровень, как известно, отвечает за реализацию госполитики здравоохранения и является лакмусовой бумагой для оценки населением работы всей системы здравоохранения. Кроме региональных управлений, также сменились руководящие составы Минздрава и Фонда социального медицинского страхования (ФСМС). Такого уровня текучести на руководящих должностях отрасль ещё не видела.

По мнению генерального директора Med Invest First Али Нургожаева, необдуманные решения приводят к случайным, непредсказуемым назначениям, дефициту компетенций и навыков кризис-менеджмента. Все это, в свою очередь, отразилось на эффективности управления сферой здравоохранения и вызвало кадровый кризис.

- За последние три-четыре года получила широкое распространение практика назначений на высокие должности лиц без соответствующего бэкграунда. Условно говоря, когда человек «прыгает» с позиции секретаря топ-менеджера Минздрава или с места пиарщика в руководство республиканского государственного предприятия, это выглядит комично, – говорит эксперт.

По словам Нургожаева, кадровый контроль в медицинской отрасли ослаб в 2016-2017 годах. Кроме того, два первых председателя ФСМС были назначенцами извне отрасли.

- Я не медицинский шовинист и не призываю, чтобы только медики работали в здравоохранении. Нужны юристы, финансисты, пиар-специалисты. Но первый руководитель ФСМС должен иметь если не медицинское образование, то, скажем, 15 лет стажа в отрасли. Иначе он просто не понимает простые аббревиатуры и что происходит в системе. Два руководителя фонда этим требованиям не отвечали, к тому же приводили свои команды. Соответственно, отрасль наполнилась людьми, которые не понимают, как она работает. А ФСМС – это не просто оператор по платежам, он должен проводить сложную методологическую работу, – полагает Нургожаев.

Эксперт отмечает, что пандемия стала тем моментом, который позволил оценить правильность краткосрочных решений. В частности, в начале первой волны пандемии с задержкой были утверждены тарифы за лечение КВИ и не проработан метод оплаты медицинским организациям. Соответственно, после остановки плановой госпитализации финансирование клиник существенно сократилось, в итоге появились финансовые задолженности и медиков отправляли в отпуска без содержания. Хотя именно в этот период медики нужны были особенно остро и всего-то требовалось поменять метод финансирования. Это результат бездействия «старого» руководства ФСМС, полагает Нургожаев.

- Надо ли, чтобы руководящий состав обновлялся регулярно? Это большая условность. У нас очень мало профессиональных управленцев. Найти рядовые профессиональные кадры – огромная проблема, а руководителей – тем более. Все друг друга хорошо знают, отрасль очень маленькая. О регулярной смене мы можем только мечтать, – говорит Нургожаев.

По его мнению, наблюдается ситуация, когда люди, заканчивающие вуз по специальности «Общественное здравоохранение», не представляют, какие есть инструменты и компетенции в медицинском менеджменте.

Нургожаев с коллегами провели около ста собеседований с выпускниками вузов и выяснили, что выпускники специальностей «Общественное здравоохранение» и «Менеджмент в здравоохранении», вне зависимости от вуза, имеют понимание фундаментальных дисциплин (эпидемиология, статистика и т.д.), но не представляют, как работает реальная система. По итогам цикла лекций, который Нургожаев читал для действующих менеджеров медорганизаций на базе факультета медицины КазНУ имени аль-Фараби в 2016-2018 годах, было принято решение о запуске проекта по профессиональной ориентации отраслевиков с целью подготовки их к осознанному выстраиванию карьерной траектории вплоть до руководящих позиций в Минздраве.

- В 2019 году для себя мы оформили концепцию проекта, что надо растить профессионалов. Нас поддержал Фонд Сорос-Казахстан, – отметил Нургожаев.

С января 2020 года начался проект по профориентации и карьерному развитию будущих управленцев здравоохранения. В рамках проекта с марта по сентябрь проводились мероприятия для совокупной аудитории до 60 человек; затем, на втором этапе, индивидуально обучилось 9 специалистов. «Число для нашей небольшой отрасли, в принципе, существенное», – считает Нургожаев.

Проблема в том, по мнению эксперта, что вопросами развития здравоохранения, кадрами занимаются очень мало, и еще меньше тех, кто готов высказывать конструктивную позицию по вопросам политики здравоохранения, отличающуюся от позиции Минздрава.

Однако общественный запрос к качеству управления здравоохранением быстро зреет, и на него нужно начинать реагировать, в том числе через профильное накачивание компетенций.

Что касается ФСМС, то консультант Всемирного банка, UNFPA, UNICEF Марат Мамаев предлагает решить вопрос кардинально. Все приказы ФСМС (за исключением внутренних) утверждает Минздрав. Единственная точка, через которую Минздрав взаимодействует с фондом, – его совет директоров и компетенции, которые определены законом о социальном медицинском страховании, то есть приказы и решения в составе совета директоров.

- Но мы часто видим, как Минздрав вмешивается именно в операционный процесс. На мой взгляд, прямое вмешательство в работу фонда свидетельствует о том, что Минздрав еще не отошел от тех амбиций, когда он контролировал Комитет оплаты медицинских услуг и мог напрямую управлять всем процессом, в том числе кадровыми назначениями. Акционером фонда является правительство в лице Минздрава. На мой взгляд, если ФСМС намерен развиваться в плане единого закупщика медуслуг, надо думать о реальном переподчинении ФСМС напрямую правительству, – считает Мамаев.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить